21 фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев поздравил Лидию Федосееву-Шукшину с новой ролью / Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для «Вечерней Москвы»

«Sex, кофе, сигареты» против «Чапаева»: кинобитва двух столиц

Развлечения

«Секс» показали на сеансе в девять вечера, «Чапаева» - в одиннадцать.

У обеих картин, снятых на стыке комедии и драмы – колоритные режиссеры, чья деятельность в искусстве отнюдь не исчерпывается кинематографом. Оба далеко не юноши, личности состоявшиеся, кино для них – в радость, в удовольствие. 56-летний москвич Сергей Ольденбург-Свинцов – оператор, фотограф, книгоиздатель, генеральный директор и президент Московского международного фестиваля балета GRAND PAS; а 62-летний Виктор Тихомиров – один из основателей легендарной группы художников «Митьки», живописец, иллюстратор, писатель, сценарист, педагог.

Обе картины чрезвычайно калейдоскопичны… В альманахе «Секс, кофе, сигареты» экранизированы сразу 11 (!) новелл, написанных разными сценаристами (энергичный Ольденбург устроил конкурс сценариев и приобрел 27 самых интересных, 11 уже сняты, остальные ждут своей очереди). Действие происходит в элитных столичных ресторанах, болтают герои о сексе, о неожиданных его проявлениях… Питерский «Чапаев» - это одноименная киноверсия поэмы в прозе Виктора Тихомирова. Действие картины постоянно перемещается во времени - из 20-х годов в 60-е, и назад. События в фильме происходят параллельно: в шестидесятых - речь о фальшивомонетчице, что влюбляется в кинозезду, сыгравшего роль Василия Ивановича; в двадцатые годы - Гражданской война, Чапаев, Петька, Анка и вся их история в вольном «митковско»-авторском изложении (в кино, например, сбывается мечта мальчишек 60-х – Чапаев не тонет!).

В «Чапаеве» героев разных времен играют одни и те же актеры, что наводит на мысль о вечности человеческих заблуждений, типов и характеров, проблем любви, дружбы, тщетности попыток «простых смертных» решить эти проблемы помимо высшей воли. Собственно, вокруг этого вертится сюжетное колесо и в московском «Сексе», где то и дело цитируются мудрые мысли великих, звучит изумительная россыпь шедевров классической музыки, а новелла «Гамлет» и вовсе замешана на знакомых шекспировских фразах.

Актерский калейдоскоп в двух этих фильмах необычно яркий. «Секс» Ольденбурга – это сборная звезд театра и кино, у которых что ни образ, то маленький шедевр (материал уж очень сочный, предельно откровенные разговоры на интимные темы с «ароматом» кофе и сигаретного дыма!): Роман Виктюк, Лидия Федосеева-Шукшина, Борис Каморзин, Алиса Гребенщикова, Константин Крюков, Екатерина Волкова, Сергей Мигицко, Александр Баширов, Агния Дитковските, Евдокия Германова, Даниил Спиваковский, Александр Семчев, Михаил Евланов, Анна Старшенбаум, Антон Шагин, Полина Агуреева, Игорь Сергеев, Александр Песков, Таня Геворкян, Андрей Гаврилов (закадровый перевод, озвучка) и, конечно же, новоиспеченная российская звезда – Жерар Депардье. «Сексуально-кофейная» сборная могла быть и еще удивительней, согласись сниматься в картине Алиса Фрейндлих, Олег Табаков, Нина Усатова, Сергей Маковецкий. Алиса Бруновна, прочитав сценарий, идею одобрила: «Я сама люблю похулиганить, но где же вы раньше были, мои дорогие!» Олег Николаевич, большой балагур и остроумец, в данной истории все-таки решил, как руководитель театра, не рисковать. Нину Усатову не устроил сжатый график съемок: «Много текста, я не успею на один день все выучить и хорошо сыграть». Сергей Маковецкий объяснил свой отказ неверием, что в России кто-то может хорошо снять «такую» историю...

В «чапаевской» дивизии Тихомирова, ведомой к высотам жанра комедии-драмы москвичом Иваном Охлобыстиным, есть известные имена: Михаил Шац, Сергей Перегудов, тот же Александр Баширов, но все построено на замечательных питерских актерах, обойденных вниманием нашего столь ленивого на поиск талантов кинематографа, но играющих необычно органично. Приятно было видеть в этой компании знаменитых художников Митю Шагина, Анатолия Белкина, и, конечно, самого Тихомирова. А что касается «отказников», то их, по словам Тихомирова практически не было («Кто же откажется сыграть в истории про Чапаева, про покорителей Северного полюса, про пионеров – это же святое, это история каждого из нас»).

Московские же герои «Секса» живут в мире чужом и неведомом большинству их простых сограждан. В том числе, и кинематографических. Прошли те времена, когда рестораны были счастливы любой возможности показать свои интерьеры в кино или на ТВ, сегодня за одни сутки съемок у Ольденбурга рестораторы, глазом не моргнув, просили 100 тысяч евро. А кто-то попросил: «Привезите Депардье!» И если бы не умение Сергея договориться с кем угодно, решить любые проблемы, а также готовность снимать все очень быстро, часто по ночам (каждую новеллу снимали за одну смену), то не видать нам «Секса». Людям элитных ресторанов и бутиков уже не нужна никакая реклама, а у их посетителей (героев картины) уже давно все есть… Единственное, чего им не хватает – хорошего секса. Вот их и восхищают кролики, а особенно насекомые, преуспевшие в области спаривания куда больше, чем «хомо сапиенсы». Но и любители животного секса, который ведь тоже можно купить, жаждут еще и чего-то необычного, утонченного, далеко не всегда продающегося... Нет-нет, не извращенного, а того самого, что постоянно ускользает, того самого, что замешан на аромате кофе, сигаретного дыма и «неопробованной» еще любви… Вот о чем, собственно, речь в 11-ти новеллах.

«Чапаевцы» тоже ищут любви высокой и неземной, пробиваясь сквозь пошлость и советские реалии. Но они романтики, мечтатели, деньги им, по большому счету, не нужны… Они путают Пушкина с Шекспиром, не знают классической музыки, но помыслы их чисты, предельно идеализированы. Они – настоящие поэты, которые, как известно, кончают жизнь трагически…

Оба фильма настолько многослойные, что после просмотра у автора этих строк возникло желание пересмотреть и «Секс», и «Чапаева», так как невозможно с первого раза оценить все шутки, сюжетные повороты в этом шквале историй и характеров.

Обе картины делались трудно, мучительно, два-три года каждая, и состоялись лишь благодаря настырности режиссеров. Но теперь они упрутся в реалии отечественного кинопроката. И если у «Секса» еще есть шансы быть замеченным дистрибьюторами, прокатчиками (смелая тема, актерский каскад), то «Чапаев» вряд ли шагнет в кинотеатры (слишком уж фильм «умен», необычен, поэтизирован). Но, слава Богу, настали другие времена, и одним прокатом российское кино не измерить. Любопытствующие вполне могут увидеть картины в Интернете, на DVD, в специализированных кинозалах, на тех же кинофестивалях.

…Мне показалось интересным выяснить, что же сами режиссеры думают о картинах друг друга? Оказалось, что Ольденбург так распережевался, разволновался на своем показе, что просто не нашел в себе силы остаться на «Чапаева». А вот Тихомиров («Я мужчина уравновешенный, чего мне волноваться!») внимательно посмотрел комедию-драму московского коллеги:

- Я считаю, что фильм довольно остроумно сделан, я ему «семерку» в голосовании зрительском поставил. Но смотреть его второй раз не буду, так как все равно ощущение зря потраченного времени возникает. Думаешь, а на кой ляд я это все смотрел? Проститутки, гламур, рестораны, элементы сладкой жизни… Хотя бабы там красивые, актерские работы прекрасные, и Борис Каморзин потрясающее играет, да и многие другие. Все качественно снято, сделано – не придерешься. Но как-то не близко мне все это…

Я рассказал Тихомирову о том, что Фрейндлих и Табаков не решились сняться в «Сексе», поинтересовавшись, неужели и впрямь никто не отказался сниматься в «Чапаеве»:

- Нет, таких не было. Единственное, отказал Мамонов, даже не он сам, а его жена, так как у Пети в тот момент была непростая ситуация со здоровьем. Это было в самом начале, когда я подыскивал Чапаева. А потом я уже точно решил: буду Охлобыстина снимать, и другие варианты отпали. Никаких отказов не было – наоборот, все радостно согласились. Был только момент, когда продюсеры очень попросили меня снять в роли Полярника одного известного актера, медийную звезду. Мы даже согласились много платить, но этот актер пришел ко мне в мастерскую и начал важничать, ну, прямо, невыносимо. На следующий день еще и его продюсер позвонил, потребовал, чтобы все было оцеплено, чтобы было столько-то пар сменного белья, еще что-то в этом духе, а также заявил, что они немножко продешевили… Тут я и подумал: «Братцы, да ну вас на фиг!» Ответил продюсеру, конечно, вежливо, по-митьковски, по-питерски, что вопрос уже снят, мы сами управимся. И тут же пригласил Михаила Шаца… Он согласился без всяких разговоров, сыграл замечательно. А как замечательно сыграл Сережа Перегудов! Он даже Сокурову понравился. Александр Николаевич, в первую очередь, похвалил меня за Перегудова (известно, что Сокуров скептически отзывается о новом поколении российских актеров и предпочитает приглашать западных лицедеев. – Прим. Авт.), похвалил также за монтаж, за лошадей, женские образы… Женщины у нас в картине действительно необычные, колоритные - не бабы, не телки…

amp-next-page separator