Сергей Манукян: Играть и петь джаз без фантазии нельзя
Джазмен выступит дуэтом с молодой джаз-вокалисткой, лауреатом Всемирного джазового фестиваля в Монтрё Аллой Рид. Перед выступлением маэстро ответил на вопросы нашего корреспондента.
Подобных музыкальных шоу на нашей, да и на международной сцене больше не встретишь. Импровизационный вокал, который «выдает» на своих концертах Манукян, – это не просто воспроизведение голосом различных инструментов оркестра; он поет свои джазовые «монологи», что называется, «всем организмом». В этом вокальном шоу можно услышать и самые разнообразные звуки природы, и вдруг – обычный городской шум, за которым так же неожиданно последуют рулады Рея Чарльза или композиции «Биттлз».
Сергей Владимирович, интересно – как все же вы пришли к своей оригинальной форме «инструментального вокала», в который вплетается просто космическое количество форм окружающей нас жизни, в вашем исполнении звучащих как музыка?
Дело в том, что поскольку джаз – в принципе импровизационная музыка, то если ты поешь джазовые композиции – то естественно, что ты наделен определенной фантазией. И естественно возникает вопрос: почему бы не попробовать поимпровизировать голосом? Мне эта идея пришла в голову очень давно, лет в четырнадцать, когда я услышал импровизации Эллы Фитцджеральд. Тем не менее, импровизации, которые исполняю я, наполнены и нашей музыкой: армянской, кавказской, русской мелодикой.
Поговорим о джазовом свинге – одной из наиболее туманных «субстанций» в мире современного джаза. Как, на ваш взгляд, можно определить этот феномен? Честно говоря, я пыталась найти ответ на этот вопрос, задавая его многим известным джазменам – и ни разу не удалось услышать исчерпывающего ответа…
Могу сказать, как я это понимаю: свинг в переводе на русский означает «качаться». То есть – «качка» на ритме: когда задана ритмическая основа, и ты можешь «вокруг нее» позволять себе некие аритмические вольности; это для меня и есть свинг. К нему прибегают так или иначе многие музыканты – потому что без этого уровня джаз просто неинтересен. Но это, безусловно, могут позволить себе только те люди, которые ритмически здорово подготовлены. Потому что если просто сказать: мол, давайте посвингуем – это будет смешно. А когда ты хорошо подготовлен – можешь позволить себе это состояние: немножко отстать, погулять в ритме, покачаться на нем – знаете ли, как на батуте.Несколько личный вопрос: вы живете в Москве, родились в Грозном, в ваших творческих проектах часто обращаетесь к своим армянским корням… Как все же для вас сегодня определяется понятие «родина»?
Это и Грозный, где я родился и долго жил, и Армения – оттуда вышли все мои предки, и Россия – потому что здесь я уже прожил большую часть своей жизни. Я считаю себя российским патриотом.
Однако сейчас у патриотизма очень много «ликов» – и они, прямо скажем, не всегда отвечают высоким нравственным ориентирам.. Какой патриотизм, на ваш взгляд, сегодня нужен России?
По-моему, самый лучший патриот Отечества – это человек, который желает всем людям, живущим в этом Отечестве, добра. Вот это истинный патриот. Потому что иногда сегодня можно заметить какие-то «племенные» проявления, которые меня удивляют…
Тогда такой вопрос: что на ваш взгляд – взгляд интеллигента, музыканта, патриота – нужно в первую очередь изменить?
Во-первых, каждый человек на своем месте должен понять и осознать, что он – представитель большого, очень интересного, исторически очень мудрого народа. Глубокого и многострадального, с другой стороны, много перенесшего. И для того, чтобы сделать жизнь лучше, самому надо быть лучше. Каждому из нас; совершать те поступки, которые будут во благо ему же – и тем, с кем он живет рядом. Да Господь уже давно все всем сказал – в заповедях… Но выполнить их не так-то просто – сразу оговорюсь. Ну, по крайней мере, надо быть людьми доброжелательными. И с любовью относиться к своему делу. К семье, своим детям, друзьям своим. И тогда все будет хорошо!
Справка
Сергей Манукян ударник после Грозненского музыкального училища, но вскоре взорвал российский джазовый мир как вокалист. На джаз-фесте в Риге его назвали «джазовым певцом номер один». А затем он стал солистом знаменитого оркестра Анатолия Кролла. Высочайший класс Манукяна подтверждает его сотрудничество со многими известными музыкантами: это и Ричард Элиот, и Арт Фармер, и Джордж Бенсон, и Синди Лоупер – известная соперница Мадонны, и знаменитые джаз-рокеры – группа «Earth Wind & Fire».