Татьяна Доронина: Это - не просто карьера. Это - судьба

Развлечения

[OBJ=Песня "Нежность" из к/ф "Три тополя на Плющихе"]

Хороших актрис много, но Доронина – одна! Она поистине великая театральная актриса. С этим согласится каждый, кто хотя бы однажды, видел ее в театре, а Доронина играла на лучших сценах страны – в питерском БДТ, в «Маяковке», в МХАТ имени Горького.

На сцене она загадочна и непредсказуема, а в жизни Татьяна Васильевна обаятельна и мила. Хотя встреча с ней всегда экзамен. К журналистам актриса относится настороженно. И понятно, почему. Слишком предвзятой, несправедливой и жестокой критике подвергалась она в прессе. Вот и во время нашей беседы в просторном, уставленном старинной мебелью кабинете МХАТ им. Горького на Тверском бульваре, сначала чувствовалась ее напряженность, которая, правда, довольно быстро исчезла. И стало понятно, что более откровенного собеседника трудно найти. С ней можно говорить обо всем, - о высоком назначении театра и отношениях мужчины и женщины, о теневой стороне популярности и о детских впечатлениях…

- Детство? – улыбается актриса. – Его всегда вспоминаешь с нежностью. Мое детство – это рабоче-крестьянская семья, довоенная коммуналка на восемь семей. Все это настолько типично для ленинградцев, что говорить здесь о том, что мне было трудно, не приходится. С позиций сегодняшнего дня, мне кажется, это все равно было прекрасно. Мое детство – это красота старого города, которая сейчас во многом утеряна, это Эрмитаж и Русский музей, где я очень часто бывала. Я не говорю о Летнем саде, я не говорю о набережных, я не говорю о Дворце пионеров, который тоже был моим домом. Потому что я провела там фактически шесть лет, занималась в трех кружках – театральном, художественного слова, французского языка.

Девочка из простой рабочей семьи стала подлинно народной артисткой, олицетворяющей собой образ настоящей русской женщины, одновременно сильной духом и ранимой, строгой и нежной, мудрой и по-детски наивной. Вспоминая ее роли в фильмах «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», понимаешь, что Татьяна Доронина – это не просто актриса, а художественное явление, достояние отечественной культуры. Она трижды становилась лучшей киноактрисой года. Настоящая кинозвезда, Доронина не любит, когда ее так называют:

- Во-первых, я не звезда, а актриса, - возражает она. - Звезда – это что-то временное, это красивое сияние, оно, как правило, уходит с молодостью. А моя профессия – она со мной, и для меня не существует проблемы переходного возраста.

И это правда. Как правда и то, что палитра актерских красок Татьяны Дорониной с годами становится все богаче и многоцветнее. Ярче и интереснее вырисовывались и женские характеры, воплощенные ею. В них проявлялся не только романтический флер, но и жертвенность, всепрощение и деловая хватка. Вспомним хотя бы ее Вассу Железнову на сцене МХАТ им. М. Горького. В интервью Татьяна Васильевна признается, что ей нравятся в женщинах собранность, деловитость, то, что они успевают в жизни больше мужчин. Впрочем, по ее словам, это не исключает таких качеств, как мягкость, женственность, чувственность. В смягчении нравов видит она высокое назначение и Женщины, и Театра.

- Мне очень в данном случае трудно говорить о том, насколько эти свойства во мне наличествуют, но, думаю, даже самая деловая женщина не должна терять своих главных на сегодня качеств, то есть быть женственной, внимательной, понимающей, а главное – умиротворяющей. Потому что агрессивности настолько сегодня много, что если женщины будут ее усугублять, то не знаю, к чему мы тогда придем. При той обостренной ситуации, которая сегодня существует, мне не хотелось бы способствовать ни в коем случае никакой борьбе, никакому антагонизму. Потому что, так или иначе, а драматический театр должен быть над политикой, над всеми острыми моментами сегодняшнего дня. Театр – это другая сфера, с моей точки зрения, более высокая и ко многому обязывающая.

Когда я спросил Татьяну Васильевну, что она думает о современных взаимоотношениях мужчины и женщины, она с присущей ей искренностью ответила:

- Сегодняшняя нивелировка полов, мне кажется, – трагическое явление. Идеально для мужчин быть мужчинами, а для женщин – женщинами. Насколько я заметила по актерам, те, кому недостает женственности или мужественности, стараются эти качества изобразить, но это безнадежно. Они либо есть, либо их нет, здесь уж ничего не поделаешь. Допустим, одному из моих самых замечательных, рано ушедших коллег Павлу Луспекаеву не приходило в голову изображать мужчину на сцене, потому что он им был в жизни.

Об актерском дуэте Татьяны Дорониной и Павла Луспекаева в горьковских «Варварах» до сих пор ходят легенды. Вот что рассказывал в интервью мне ее партнер по сцене Кирилл Лавров: « Хорошо помню, как очень стройная, эффектная Таня вместе с симпатичным Олегом Басилашвили пришли к нам – Георгий Товстоногов пригласил их из Театра Ленинского комсомола. Она быстро стала одной из ведущих актрис нашего театра. У нее всегда был нелегкий характер, но творческий потенциал не вызывал сомнений. Для меня, например, до сих пор вершиной остается ее Монахова в горьковских «Варварах», это была поистине замечательная работа, на которую очень хорошо легла ее индивидуальность. Ее дуэт с Пашей Луспекаевым, который играл Черкуна, и работа Жени Лебедева в роли Монахова стали украшением спектакля, который вообще отличался удивительным ансамблем. Георгий Александрович старался ровно относиться ко всем актерам, у него не было любимчиков, и Татьяну он очень уважал, даже иногда, мне казалось, немножко ее побаивался в силу ее харизматического характера. Конечно, ее отъезд в Москву был серьезной потерей для нашего театра, ведь по амплуа Татьяна была главной героиней. Но тут уж ничего не поделаешь, как герои французской классики рвутся в Париж, так наших манит Москва…»

Но и после переезда в Москву Татьяна Доронина всегда помнила и не уставала говорить о том, какую огромную роль в ее жизни сыграл Георгий Товстоногов, который вывел ее на такую широкую театральную и общественную сцену. О поразительном трудолюбии и исключительной способности к самообразованию Татьяны Дорониной рассказал мне бывший муж актрисы, народный артист России Борис Химичев:

"Я поступил в Школу-студию МХАТ на курс Павла Владимировича Массальского. А Татьяна Васильевна за четыре года до этого у него же выпустилась. И я помню, что не было ни одного занятия по мастерству, чтобы художественный руководитель курса не хвастался своими лучшими студентами и студентками. Таким образом, не видя и не зная Доронину, я уже слышал от руководителя курса очень много восторженных эпитетов в ее адрес. Следующая ступень моего интереса – это, конечно, театральные успехи Татьяны Васильевны в Ленинграде, в прославленном БДТ. Она мне тогда уже очень нравилась. А наша первая встреча была по-своему знаменательна. Доронина после выхода фильмов «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе» уже была кинозвездой. А я играл в театре и снимался лишь эпизодически. И вдруг меня приглашают на пробы в картину «Еще раз про любовь». И там, на пробах, меня познакомили с Татьяной Васильевной.

А потом так случилось, что мы оказались в одном театре, и это нас сблизило. Мы вместе работали в спектакле Театра имени Маяковского. Она очень талантлива. Мало того, это человек, который сам себя сделал. У нее исключительные способности к самообразованию. Хотя в Школе-студии МХАТ, которую окончила Татьяна Васильевна и где учился я, в те времена работали легендарные педагоги, о которых сейчас, наверное, вряд ли кто и помнит. Тем не менее, предполагать, что театральный институт дает такие глубокие знания, по крайней мере, было бы просто наивно. Доронина, повторяю, очень много занималась самообразованием. Я могу сказать, что не знаю больше ни одного человека, у кого была бы такая роскошная личная библиотека. Причем, подчеркиваю, библиотека прочитанных книг. Поэтому ее нынешнее положение как художественного руководителя театра мне кажется совершенно естественным. Это тот случай, когда это не просто карьера, это судьба».

Чувственность, женственность Дорониной органически сочетается с ее мужеством, стойкостью. Сколько абсурдных обвинений в ее адрес было сделано в период разделения МХАТа!

- Вдруг начали ставить под сомнение мои человеческие качества, стали систематически унижать меня как личность, - вспоминает актриса. - В результате популярность стала, чуть ли, не моей бедой, потому что, если бы не было этого имени, они бы так не терзали меня.

Но древняя мудрость гласит: никто не бросает палок в ту грушу, на которой нет плодов. Утихли театральные страсти, и пришло понимание того, что, возглавив МХАТ им. Горького, Татьяна Доронина взяла на себя огромную ответственность. Будущее театра, судьбы актеров – все зависело от нее. И Татьяна Доронина с честью справилась с этой ношей. Прекрасная актриса, очаровательная женщина освоила чисто мужскую профессию художественного руководителя театрального коллектива. Впрочем, сама она не считает это чем-то исключительным.- Во-первых, существуют прецеденты: когда Ефремов ушел из «Современника», новым художественным руководителем театра стала Галина Волчек, которая тоже оканчивала Школу-студию МХАТ. Что касается актерской практики, то у меня ее достаточно. Далее, если обсуждать, в какой мере эта профессия женская или мужская, я не сказала бы, что это является мерилом, потому что все-таки в конечном итоге важен результат.

А результат впечатляет. Аншлаги! Гастроли! Премьеры! За всем этим стоит гигантская подвижническая работа, которая была проведена Т.Дорониной и труппой театра. Она фактически создала новый репертуар, пригласила к сотрудничеству с театром замечательных режиссеров, таких как Борис Покровский, Валерий Белякович, Роман Виктюк, и других. Включилась в режиссуру сама, окончив Высшие режиссерские курсы. Ставить спектакли как режиссер, одновременно познавать тонкости директорства, при этом почти каждый вечер выходить на сцену и играть так, что зал стоя устраивает ей овацию, – это настоящий творческий подвиг.

От премьеры к премьере ведет Татьяна Доронина свой театральный «корабль». Ее энергии, настойчивости, одержимости могут позавидовать многие режиссеры-мужчины. При этом в глубине души Т.Доронина считает для себя главным не режиссерскую или административную деятельность, а актерскую профессию.

- Фактически я занялась тем делом, которым не хотела заниматься, у меня просто не было выхода. Как говорится, если выбрали, надо отвечать. Я мечтаю о появлении такого режиссера, который бы истинно любил свое дело и если и участвовал в политике, то только театральным способом. Георгий Александрович Товстоногов корректировал общественное мнение тем, как он ставил пьесы, какие акценты он в свои спектакли привносил. Вот почему его уход из жизни был столь трагичен не только для меня, но и для всех буквально. И для меня самым идеальным было бы наличие в театре такого режиссера. Потому что моя любимая профессия и в конечном итоге, не сочтите за громкие слова, то, что я считаю своим предназначением, – это актерское дело.

Тут, словно в подтверждение этих слов, в кабинет заглянула помощница:

– Татьяна Васильевна, второй звонок.

И Татьяна Доронина, извинившись на ходу, побежала играть спектакль.

От редакции. Поскольку энергии Татьяне Васильевне не занимать, мы от всей души желаем ей новых творческих радостей, здоровья, терпения и удачи на избранном ею пути.

amp-next-page separator