В фильмографии режиссёра всего тринадцать картин, пропитанных чеховской грустью позднего советского кинематографа / Фото: Spbculture.ru

7 знаменитых фильмов Леонида Менакера

Развлечения

Леонид родился в семье режиссёра киностудии "Ленфильм" Исаака Менакера. После эвакуации он жил в Москве в семье дяди - эстрадного артиста Александра Менакера (отца Андрея Миронова). Будущее мальчика в какой-то степени было предопределено – по окончании режиссёрского факультет ЛГИТМиКа он оказался в театре имени Ленсовета, в котором проработал 10 лет.

Судьбе было угодно привести молодого человека на "Ленфильм", где он и оставался уже до конца жизни. Дебютировал режиссёр военным фильмом "Жаворонок" (1964), получившим впоследствии множество наград. За ним последовали такие картины, как "Не забудь... станция Луговая" (1966), фильм-концерт "Город и песня" (1968) и "Ночная смена" (1970), снискавшие успех у зрителей. Самыми известными фильмами мастера стали "Последний побег" (1980), "Завещание профессора Доуэля" (1984), "Собачий пир" (1990) и телесериал "Никколо Паганини" (1982).

В фильмографии режиссёра всего тринадцать картин, пропитанных чеховской грустью позднего советского кинематографа — когда вроде бы всё в порядке, но жить невозможно, совершенно невозможно. Многое в фильмах Менакера связано со смертью: кончают жизнь самоубийством, как в "Собачьем пире", с суровой решимостью идут на казнь, как герой "Рассказа о простой вещи", или влачат полуживое существование, как несчастный учёный из "Завещания профессора Доуэля"...

С 1986 года Леонид Исаакович преподавал на кафедре режиссуры Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, руководил мастерской кинорежиссёров. Немногим известно о том, что Менакер был ещё и писателем. Его перу принадлежат автобиографическая книга "Волшебный фонарь" и сборник "Цареубийцы", в который вошли две исторические киноповести, так и не воплощённые на экране ("Коронованный призрак" и "Человек из тайной полиции").

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных фильмов мастера "ленинградской школы".

"Жаворонок" (1964)

Действие фильма разворачивается в глубоком тылу Германии. Для улучшения характеристик противотанковых орудий немцы используют захваченные танки Красной Армии в качестве "живых" мишеней, укомплектовывая экипажи военнопленными танкистами и гражданскими лицами из концлагерей. В основе сюжета картины - история бегства из плена одного из таких экипажей на танке Т-34.

Так сложилось, что накануне того дня, когда Менакера пригласили работать над "Жаворонком", он прочитал в газете заметку "Подвиг капитана" - документальную историю о бегстве нашего танка с немецкого танкодрома в 1942 году. Леонид Исаакович подумал: какой кинематографический сюжет! И буквально через несколько дней его приглашают этот самый сюжет реализовывать. Поначалу предполагалось, что Менакер будет только работать с актёрами, но в результате он стал равным сопостановщиком (вместе с Никитой Курихиным).

Фото: youtube.com

"Не забудь... станция Луговая" (1966)

В пассажирском поезде едут обыкновенные пассажиры: играющие в "города" молодой человек (Александр Демьяненко) и девушка, а также их попутчик - отставной офицер Рябов (Георгий Юматов). На станции "Луговая" поезд останавливается на 10 минут и многие пассажиры спешат в буфет, где Рябова узнаёт буфетчица - они познакомились здесь во время войны. Офицер снова садится в поезд, но на перегоне прыгает из вагона и возвращается на станцию, вспоминая события давно прошедших дней…

Фото: youtube.com

"Молодая жена" (1978)

Маня (Анна Каменкова) и Володя (Сергей Проханов) полюбили друг друга ещё в седьмом классе сельской школы, а когда парень ушёл в армию, девушка ждала его. Вернулся Володя уже с новой подружкой. От обиды Маня назло всему свету и себе самой согласилась выйти замуж за молодого вдовца Алексея (Владлен Бирюков). Работящий и хозяйственный мужчина, казалось, мог бы стать для своей жены каменной стеной, но молодой жене трудно жить в его доме – супруг пытается отгородить её от жизни, от людей. Наперекор его воле Маня уезжает в город сдавать вступительные экзамены в заочный техникум…

В 1980 году картина была признана лучшим фильмом 1979 года по итогам ежегодного опроса читателей журнала "Советский экран".

Фото: youtube.com

"Последний побег" (1980)

Герой фильма Алексей Иванович Кустов (Михаил Ульянов) – ветеран войны, работающий в школе для трудных подростков. В день выхода из спецшколы его любимый ученик Витя (Алексей Серебряков) напрасно ждал мать — она не приехала за сыном, а отправилась встречать из плавания своего нового мужа. Воспитатель решает сам отвезти его домой, но мальчик, увидев дома веселящуюся компанию, от обиды сбегает. Кустову ничего не остаётся, как отправиться на поиски беглеца...

Фото: kinopoisk.ru

"Никколо Паганини" (1982)

Телесериал "Никколо Паганини", снятый к 200-летию знаменитого скрипача, начисто лишён холодной мемориальности. Не ограничиваясь задачей выпустить фильм к памятной дате, постановщики попытались взглянуть в прошлое непредвзято, свежим взглядом. На главную роль был приглашён ереванский актёр Владимир Мсрян, блестяще сыгравший как молодого и пылкого, так и тяжело угасающего Паганини. Съёмочной группе удалось сочленить не только звенья жизни великого скрипача, но и свести воедино полярности его характера и свойства души. Роли в картине исполнили такие артисты, как Армен Джигарханян, Альберт Филозов, Всеволод Шиловский и Донатас Банионис.

Фото: youtube.com

"Завещание профессора Доуэля" (1984)

В этой фантастической ленте по мотивам знаменитого романа Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" Менакер выступил не только режиссёром, но и автором сценария. В фильме сохранена основная научная идея романа и действуют те же герои, однако сюжетная линия была несколько изменена, а место действия перенесено из Европы в Африку.

Фото: kino-teatr.ru

"Собачий пир" (1990)

Немолодая пьющая уборщица Жанна (Наталья Гундарева) мечтает встретить мужчину, ради которого она смогла бы начать новую, чистую жизнь. Вскоре она знакомится с именно таким мужчиной - бывший зэком Аркадием (Сергей Шакуров).

Менакер вспоминал, что на роль Жанны он не пробовал ни одну другую актрису – сразу же предложил сниматься Гундаревой: "Она прочла сценарий и, к её чести, поняла: хватит ей играть самых умных, самых добрых, самых сладких... Кое у кого были сомнения насчёт выбора актрисы, но я понимал, что Гундарева - личность, в ней есть мощность женской натуры. И когда теряет человеческий облик такая женщина, это жутко". За эту роль актриса была удостоена премии "Ника" и главного приза в номинации "Лучшая женская роль" на Международном кинофестивале в Монреале.

Фото: youtube.com

amp-next-page separator