Москвичка: «милая девушка» или «светская львица»?
На сей раз показ, прошедший в форме увлекательного фэшн-перформанса, отличался рекордным количеством оригинальных коллекций - 19 выпускников (курс Владимира Тилинина и Анны Черных) поделились своими мыслями об актуальных трендах сезона и модных перспективах.
О том, какой им представляется стильная современная москвичка, а также – о других аспектах и нюансах современной фэшн-индустрии, 4 самых креативных и успешных выпускницы БВШД-2013 рассказали нашему корреспонденту в эксклюзивных блиц-интервью.
Катя Штерн:
«Вологодские кружева» … из Кореи
Образ современной москвички? Вообще, как мне кажется, в Москве наиболее распространены два типажа – милой девушки и светской львицы. «Милые девушки» любят платья, отрезные по талии или под пояс, юбки в складку или сборку, воздушные рукава, кружевные воротнички и вообще кружево, украшения, купленные на маркетах или выставках винтажной бижутерии, ободки, цветы в волосах... «Светские львицы» - это всегда «агрессивные» каблуки и декольте в стиле 90-х; посадочные изделия, никаких складок или драпировок, максимальная степень прилегания, вертикальные рельефы, в зависимости от длины – либо офисный, либо вечерний вариант.
Надо сказать, что в крайних вариациях и тот, и другой варианты нередко смотрятся достаточно карикатурно. А на фигурах, далеких от идеала, подчас и вовсе выглядят неуместно. И в некотором отрыве от мировых тенденций: ведь актуальные тренды 90-х действительно отчасти вернулись - но мода никогда не возвращается в неизменном виде, она «подстраивается» под время. Да, силуэт тех времен – расширенная линия плеч, зауженный низ – просматривается и сегодня, но нынешние актуальные форма и исполнение напоминают о современной мировой архитектуре, с ее фантастическими линиями и ярко выраженной «фантазийной» пластикой.
Основные мысли, идеи из моей последней и коллекции ? Честно говоря, меня всегда привлекала Африка – совершенно другой мир, другие условия жизни; маски, статуэтки, шрамирование... Но нас учили уходить от прямого цитирования, поэтому ярких принтов, «наскальных» рисунков у меня в коллекции нет, - скорее, это сдержанные, «городские» цвета. Есть схожие актуальные формы – ниспадающие, обволакивающие тело, глубокие складки, не мешающие двигаться. Комфорт, выраженный в том числе в подборе тканей: они практически не мнутся. Я постаралась сделать удобными даже этикетки: это петельки, за которые можно подвешивать одежду, если до шкафа идти лень. Украшения к показу я делала из полосок металла, заржавленных или наоборот, блестящих. Я хотела добиться упрощения, свойственного африканцам, «дойти до сути».
Какие тренды сезона представляются мне наиболее интересными? Сороковые, которые являются, пожалуй, главной тенденцией, мне не близки. Но технологии завораживают! Скажем, лазерная резка на платьях из блестящих тканей у Giles: сложные, необыкновенные узоры. Или «бумажные» образы от Mugler: в этом сезоне подобный прием был использован многими дизайнерами - когда шерсть обрабатывается так, что начинает выглядеть, как бумага. Но создают из нее уже не оригамные вещи – это в прошлом - а то, что можно назвать «мягкой архитектурой».
…Как «русская мода» отражена сегодня в мировой практике? Каждый раз, когда видишь очередную коллекцию «в русском духе», становится обидно: почему мы не умеем с такой легкостью трансформировать, заимствовать, стилизовать? Именно, что с легкостью, а не в лоб. Взгляните на коллекцию Ralph Lauren сезона Зима-2013. Стилизация начинается с головных уборов – сначала это кепки-картузики, потом меховые папахи. Пальто и жакеты, напоминающие то кафтаны купцов, то военную форму, то пальто разночинцев. Грубые шерстяные юбки в пол, как у курсисток. Очень много бархата – в жакетах с позументом, в платьях, опять же, в пол, в юбках, в «казачьих» брюках. Каракулевые воротники: кстати, каракуль стал мехом-фаворитом наступающего зимнего сезона.…Популярный сегодня в мире корейский дизайнер Eudon Choi создал современную версию тулупа извозчика с желтоватым воротником в завитках, сымитировал тиснение наподобие вологодских кружев и перенес его на платье лаконичной формы. Может, в этом-то и секрет – уметь смешивать эпохи и национальные традиции, а не черпать исключительно из одного источника!
Ольга Козина:
«Объемно и… невероятно женственно!»
В моем представлении – современная москвичка – это максимум естественности и минимум декоративности. Одежда для нее не просто «способ прикрыть тело», а яркое высказывание, выражение эмоций.
…Я думаю, что узкая юбка, шпильки и декольте – это слишком агрессивный способ «обольщения». А вот объемные вещи могут быть невероятно женственными, подчеркивая хрупкость девушки.
Моя выпускная коллекция называется Великая Утопия. Она посвящена русскому авангарду, а в процессе развития в нее добавились различные элементы близких этой эпохе тем: спорт, военная униформа, сильное тело, приподнятое утреннее настроение, сталинские высотки, гул заводов - в общем, все, что связано с темой советского энтузиазма. Я использовала приглушенную цветовую гамму, чтобы подчеркнуть структуру ткани и очень много экспериментировала с фактурами: окрашивала вручную шерсть и шелк, совмещала кожу и тонкие материалы, трикотаж и органзу.
Как в современной российской моде выражается «национальный характер»? Я не люблю, когда дизайнеры используют прямые цитаты из русской культуры и истории – гжель, хохлома, телогрейки и тому подобное. Мне нравятся тонкие намеки, которые вызывают лишь ассоциации, а не бьют в лоб. Так, у Вики Газинской и Nina Donis можно найти параллели с определенной эпохой российской истории, с деталями национального костюма, с русскими художниками и поэтами.
Как, на мой взгляд, будет развиваться российская и мировая мода - в ближайшее время и в отдаленном будущем? Я думаю, люди наконец перестанут бездумно потреблять и начнут ценить продуманный дизайн, уникальные вещи и ручной труд. В моду войдет slow-fashion – вещи будут долго делать и долго носить, передавая их из поколения в поколение. А с другой стороны текстильная промышленность соединится с наукой, что послужит появлению абсолютно новых по свойствам и структуре тканей и даст огромное количество новых направлений в дизайне одежды.
Наташа Вайншток:
Короткие юбки мужчинам приелись!
Для меня образ современной москвички - это интеллигентная, таинственная, активная и немного романтическая женщина, независимо от того, сидит она дома с детьми или работает в офисе. Конечно, прежде всего это женщина, которая работает. Ее таинственность проявляется в складках одежды, которые прикрывают тело (и скрывают все то, что она хочет утаить от посторонних глаз). На мой взгляд, время коротких юбок и открытых вырезов прошло, мужчинам это уже неинтересно - в какой-то момент произошло перенасыщение. Макияж естественный днем и немного подведенные глаза вечером. Естественность во всем. И побольше красивых аксессуаров хотелось бы видеть!
Идеи для моей последней коллекции подсказали….первые самолеты, которые изобретал русский конструктор Игорь Иванович Сикорский. Бетонные плиты, мокрый асфальт, заброшенные здания получили свое отражение в фактурах тканях, цвета для аксессуаров взяты из состаренной бронзы. Конструктивной особенностью коллекции являются детали в виде «перелома» ткани, которые используются в одежде, поэтому название коллекции «Преломление». Основная часть коллекции - это рубашки из батиста, лосины с шелковым платьем, длинные платья в пол с пальто для выхода в свет, брючные костюмы из шерсти.…Почему «русская мода» сегодня популярна за рубежом? Мне кажется, все дело в том, что русский человек для них - как черный ящик. У нас есть свои традиции, сильные характерные черты: уникальная природа, красивые женщины, водка, медведи и балалайка... Мы радушные, гуляем так гуляем. У нас есть старые деревни с «особенными» бабушками, фильм «Брат- 2» - иными словами, свой колорит во всем. Им это не понятно. И потому интересно!
Юлия Борискина:
«Стало модно быть собой»
- Образ жизни москвичек во многом диктует свои правила и в формировании их имиджа. Часто жизнь женщины, живущей в Москве, сложно разделить на отдельные события, и почти невозможно менять образ в течение дня, чтобы строго соответствовать случаю. Поэтому я вижу в некотором смысле универсальный образ москвички, уместный в разных обстоятельствах: достаточно сдержанный для деловой встречи, но, благодаря своей оригинальности и женственности, достойный и светской вечеринки, и романтического свидания. Такая женщина избегает строгого следования общепринятым правилам и стереотипам, не пытается «буквально» соответствовать обстоятельствам, но создает свой собственный узнаваемый стиль, подчеркивающий ее индивидуальность и демонстрирующий вкус. Элегантность – всегда уместна. А небольшой намек на сексуальность дает более сильный импульс воображению, чем прямые провокации….
Основные идеи моей последней коллекции? Лаконичность и красота конструктивных решений. Деликатность и женственность. Работая над коллекцией, я думала о женщинах с глубоким и красивым внутренним миром, сильным женским темпераментом. Я разрабатывала одежду, призванную не спорить или подчеркивать силу такой личности, а гармонично сосуществовать со своей «моделью».
Мои любимые тренды сезона? Мне очень нравится тренд на естественную красоту, молодость и старение; нравится, что стало модно быть собой. Нарощенные ногти, волосы и части тела выглядят комично. Даже каблуки неуверенно маневрируют на грани вульгарности. Люди снова обращаются к истинной красоте вещей.
Почему мировая мода так полюбила русскую тему? У этого явления, по-моему, сразу несколько причин. Конечно, большую роль в этом играет то, как изменилась политическая ситуация в стране и международные отношения. Российский рынок очень привлекателен для мировой моды. Ну и конечно, то, что сама тема очень «вкусна» и неиссякаема для художников: русская культура так богата, характер - противоречив и загадочен, а душа так глубока…
Естественно, что постоянный поиск новых тем все большее число дизайнеров приводит к русской фактуре. И надо сказать, для многих эта тема не является чужой. Все знают, как повлияли на мировую моду, например, дягилевские сезоны. И в истории моды есть еще множество таких примеров, не говоря уже о том, что у истоков создания многих всемирно известных сегодня брендов стояли люди российского происхождения.
Как в современной российской моде выражается «национальный характер»?На мой взгляд, если рассматривать моду в целом, исключая редкие удачные примеры, пока рано говорить о национальном характере русской моды, этот процесс сейчас скорее находится в стадии становления. Российские дизайнеры обращаются то к западным, то к восточным темам, пытаясь соответствовать мировым стандартам. Но так или иначе его появление неизбежно, ведь великая русская культура заложена на генетическом уровне.
Кто сегодня в мире – «самый модный» человек? У каждого на этот вопрос, наверное, свой ответ. Мне, к примеру, очень нравится стиль Карлы Бруни: даже в самой официальной обстановке ей удается сохранять индивидуальность. В ее образе очень гармонично сочетаются сильная личность, женский характер и высокий социальный статус.
Каково, на мой взгляд, будущее российской и мировой моды? Я возлагаю очень оптимистичные надежды на российскую моду, сейчас уже в этой индустрии происходят очень здоровые процессы, и уже сегодня они начинают приносить первые плоды. Словосочетание «российский дизайнер» уже не вызывает сочувствия и снисходительности, молодым дизайнерам проще начать работать, чем несколько лет назад, несколько дизайнеров успешно вышли на международный уровень. Появляются очень достойные российские производства одежды и трикотажные фабрики. Надеюсь, в ближайшее время начнет развиваться и производство тканей - это дало бы большой толчок в развитии российской индустрии моды.