5 знаменитых «литературных» опер Джузеппе Верди

Развлечения

Родился Верди в глухой итальянской деревне Ронколе. Его отец содержал трактир, а мать была пряхой. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили ему спинет. Вскоре на одарённого мальчика обратил внимание богатый торговец Антонио Барецци, благодаря которому тот поехал учиться в соседний город Буссето. В это время у Джузеппе также пробудилась тяга к серьёзному чтению - его любимыми авторами стали Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер и Мандзони.

В 1833 году юноша отправился в Милан, чтобы поступить в Консерваторию (сегодня она носит его имя), однако потерпел фиаско - его не приняли "из-за низкого уровня фортепианной игры". Юноша начал брать частные уроки контрапункта, в свободное время посещая оперные спектакли. В 1830 году, вернувшись в Буссето, он дал своё первое публичное выступление в доме Барецци. Шесть лет спустя Джузеппе женился на его дочери Маргарите, родившей Верди двух детей.

Счастливый случай помог начинающему композитору получить заказ на оперу "Лорд Гамильтон, или Рочестер", поставленную в 1838 году под названием "Оберто, граф Бонифачо". После премьеры импресарио театра "Ла Скала" Бартоломео Мерелли предложил Верди контракт на написание двух опер - "Король на час" и "Набукко". Композитор с головой погрузился в работу, но вскоре его молодую семью постигла страшная трагедия - оба ребёнка скончались. В 1940 году не стало и Маргариты, ставшей жертвой энцефалита.

Потрясенный и сломленный, Верди больше не желал ничего сочинять. Через силу он вернулся к работе над оперой "Набукко", выведшей его из глубокого духовного кризиса и сделавшая композитором первой величины. Одну из главных ролей в "Набукко" пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди. С тех пор его произведения, вдохновлённые героическими сюжетами и книгами современных писателей, звучали в театрах по всей Европе и пользовались неизменным успехом.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском сюжетов, лучше всего отвечающих особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета "ненужных" деталей и "лишних" героев, оставляя лишь богатые драматизмом сцены и кипящих страстью персонажей. До последних дней композитор создавал всё новые шедевры. 26 его опер стали настоящим украшением мировой музыкальной сокровищницы.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку известных произведений Верди, основанных на литературных сюжетах.

"Жанна д'Арк" (Giovanna d’Arco, 1845) по пьесе Фридриха Шиллера "Орлеанская дева"

Ангелы возлагают на юную девушку миссию спасения Франции от англичан, а злые духи обещают счастье на Земле. Жанна колеблется, но увидев короля Франции Карла, без памяти влюбляется в него и позволяет демонам овладеть её сердцем. После победного сражения Карл собирается жениться на девушке, но отец обвиняет Жанну в сговоре с дьяволом и народ требует сжечь её как ведьму.

Сюжет оперы разворачивается вокруг трёх главных действующих лиц: Жанны, её отца Жака и Карла. Особенно важной с драматургической точки зрения является фигура Жака, постоянно совершающего форсирующие события действия. Особенно ярко представлено его превращение из заботливого отца, переживающего за судьбу дочери, в религиозного фанатика, одержимого предрассудками. В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: "сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно". Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества. Позднее опера была поставлена на другое либретто - по требованию цензуры из него исчезли намёки на освободительную борьбу, а повествование было перенесено в древнюю Грецию.

"Макбет" (Macbeth, 1847) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира

Сюжет открывается хором ведьм, предсказывающих полководцу Макбету королевский трон. Леди Макбет, движимая злобой и амбициями уговаривает мужа убить короля и занять его место. Четырёхактная опера по мотивам знаменитой трагедии Шекспира впервые была поставлена на сцене в 1847 году, после чего Верди переписал почти всю партитуру - обновлённая опера появилась на сцене только 20 лет спустя и пользовалась даже большей популярностью.

"Риголетто" (Rigoletto, 1851) по пьесе Виктора Гюго "Король забавляется"

Долгое время пьеса Гюго была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. По требованию цензуры исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле - более симпатичным Риголетто. Опера вызвала волну восторгов - впервые в центральной сцене оперы появился персонаж, находящийся за пределами общества. Состоящая из исключительно ярких арий (взять хотя бы "Сердце красавиц склонно к измене и к перемене, как ветер мая..." (перевод Петра Калашникова), "Риголетто" является чуть ли не лучшей оперой из когда-либо написанных.

"Травиата" (La Traviata, 1853) по пьесе Александра Дюма-сына "Дама с камелиями"

Представленная на сцене венецианского театра "Ла Фениче", в 1853 году опера потерпела провал, однако после переработки была признана жемчужиной творчества Верди и стала самой известной его оперой. Необычным, в первую очередь, стал выбор главной героини – умирающей от неизлечимой болезни куртизанки Виолетты Валери. Таким образом, Верди снова поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый обществом.

"Отелло" (Otello, 1887) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира

Музыкальная трагедия поражала зрителей правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров - портреты Отелло и коварного Яго были отмечены необычайной рельефностью и драматической силой. Кроме того, "Отелло" не содержал традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера.

amp-next-page separator