15 незабываемых киноцитат Михаила Козакова
Миша Козаков вырос в писательской среде, с детства знал многих культовых персон творческого бомонда и творческой богемы. Его брал с собой на выступления перед студентами Александр Твардовский, а в доме его родителей, известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова и литературоведа Зои Никитиной, бывали Владимир Высоцкий, Михаил Зощенко и еще многие знаменитости. Как вспоминал в зрелом возрасте Михаил Козаков, в детстве, в юношестве он подобающе не оценил такой творческой почвы, осознание пришло намного позднее, прочувствованное.
Сам он в одном из интервью так ответил о семейном воспитании:
- Как меня воспитывали? Общением, разговорами родителей и их друзей, которые велись при мне. Если надо было поговорить на "взрослую" тему или о политике (что было самым опасным в те времена), мама произносила по-французски "Не при детях", а потом друг родителей, писатель Мариенгоф, обращался ко мне: "Мишка, ну-ка сыпь отсюда". И я "сыпал". Слушая взрослых, можно было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне позже, но западало тогда. Я и по сей день питаюсь тем "волшебным отваром", что получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а — про что, зачем это. Меня воспитывали книгами.
Не удивительно, что Михаил Козаков знал наизусть огромное количество произведений, с душой читал их со сцены - часами. А юный Козаков начал профессиональный путь с места в карьер: в один год, 1956, вышел первый фильм с его участием и в театре дали роль Гамлета. Дебютный для него фильм Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» сразу сделал артиста известным. Комедийное дарование актера наиболее ярко проявилось в фильмах «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе (1974), «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера (1978), водевиле «Лев Гурыч Синичкин» (режиссер А. Белинский, 1974). Кинорежиссерский дебют Михаила Козакова с фильмом «Безымянная звезда» состоялся в 1978 году, хотя экранизацию этой пьесы он пробивал с 1970 года.
Многие фильмы с участием Михаила Козакова в качестве режиссера или актера пополнили золотой фонд отечественного кино: фантастическая "Человек-амфибия", сатирические "Покровские ворота", романтическая "Безымянная звезда", незабвенная "Здравствуйте, я ваша тётя!", фарсовый "Визит дамы".
А какие афоризмы достались героям Михаила Козакова! Вспомним некоторые из них.
1. Донна Роза, я старый солдат, и не знаю слов любви. Но когда я впервые увидел вас, донна Роза, я почувствовал себя утомлённым путником, который на склоне жизненного пути узрел на озарённом солнцем поле нежную, донна Роза, нежную фиалку. ("Здравствуйте, я ваша тётя!")
2. Попрошу не оскорблять меня в такой торжественный момент! ("Безымянная звезда")
3. Ты сделана из капельки духов, величайшей лени и щепотки воображения. ("Безымянная звезда")
4. Мадам или мадемуазель - это не имеет никакого значения. Стойте на месте. Все равно вы не человек, вы - аргумент! ("Безымянная звезда")
5. А, может, и сейчас еще молодая, только этого не видно. ("Безымянная звезда")
6. Я не из тех, кто исчезает, Мона. Это не в моем стиле. ("Безымянная звезда")
7. У нас нет времени быть счастливыми. Нам едва хватает его на то, чтобы просто хорошо жить. ("Безымянная звезда")
8. Может ли разумный мужчина ревновать, если его женщина провела с кем-нибудь ночь на Большой Медведице? ("Безымянная звезда")
9. И вообще, что побудило вас поступить в институт Добрых волшебств? Почему вы не поступили в институт Мелких пакостей или Кощея Бессмертного, там и конкурс меньше, и учиться легче! ("Два дня чудес")
10. От этого с ума сойти можно, морское чудовище, которое говорит на чистейшем кастильском наречии! ("Человек-амфибия")
11. Я не имею обыкновения мешать другим топиться, если они этого хотят. ("Человек-амфибия")
12. Без вины полиция не награждает людей такими браслетами. ("Человек-амфибия")
13. Тебе придется поискать богатого сынка в другом месте. ("Человек-амфибия")
14. Я вам как доктор настоятельно рекомендую именно сегодня выпить. Обязательно! ("Любовь-морковь")
15. Оплата у меня фиксированная, а вот семейное счастье бесценно. ("Любовь-морковь")