Загадки Остоженки и старинные усадьбы глазами из-за океана

Развлечения

В редакции "Вечерней Москвы" - гостья: обозреватель газеты Greenwich Time (Коннектикут, США), жительница Нью-Йорка Бриттани Лайт. Вместе со спецкором "ВМ" Антоном Размахниным Бриттани отправилась в Музей Москвы на открытие сразу двух историко-краеведческих выставок. Одна из них посвящена истории Остоженки и окрестностей, другая - усадьбам Новой Москвы.

Бриттани: Для меня, жительницы Нью-Йорка, Музей Москвы оказался весьма интересным впечатлением. Основная разница между историческими музеями США и России — в том, что Америка как государство намного моложе. Поэтому очень интересное ощущение — видеть предметы и архивные документы, которые существовали еще до основания США.

Для меня самым интересным оказались черно-белые фото со сценами из жизни старой Москвы. На этой выставке я увидела множество впечатляющих фотографий, отражающих, насколько за прошедшие столетия изменилась московская архитектура, транспорт, костюмы горожан.

Москва значительно старше Нью-Йорка; мне поэтому было очень интересно проследить за сотнями лет развития этого города по фотографиям и картам старинных дворянских кварталов.

Еще один «гвоздь» выставки — сверкающий кремового цвета «Москвич» 1947 года. Это первый автомобиль, поступивший в Советском Союзе в свободную продажу. Рядом с ним в торце выставочного зала – газовый фонарь, один из тех, что когда-то освещали улицы города по ночам. Находясь рядом с ними, как будто погружаешься в те эпохи, когда на улицах Москвы стояли эти фонари или ездили эти машины.

А еще — письма поэта Сергея Есенина, написанные красивейшим почерком; портрет императора Александра II; кружевные скатерти и шали…

Не менее, чем выставки, интересно и само здание музея — особенно для иностранца. Еще недавно это здание было гаражом для автомобилей военного руководства; оно хорошо сохранилось, но изнутри добавились современные архитектурные элементы. Смешение старого и нового хорошо отражает современную позицию музея: связать историю российской столицы с сегодняшней жизнью и планами на будущее.

Антон: Для меня, москвича, каждое посещение Провиантских складов тоже сюрприз. Потому что музей меняется почти еженедельно. А еще каких-то пять лет назад склады были наглухо закрыты: режимный военный объект. Но уже сейчас, в начале ноября, сносят последний военный артефакт — автомойку посреди двора. Теперь о прошлом напоминают только пандусы, через которые заходишь в залы.

Как выглядят выставки? Открывшаяся чуть раньше экспозиция по Зарядью поражает мультимедийностью: в комнате, где выставлены артефакты XVI века, из колонок доносится скрип колес, ржание лошадей и клекот галок, а еще - плеск воды: рядом же Москва-река! Там, где речь идет о ХХ веке — уже рев автомобильных моторов и звонки трамваев. У нас лишь недавно появились музеи с таким эффектом погружения.

Открыть эту выставку первой в музее решили потому, что именно сейчас активно обсуждается судьба этого участка в самом центре Москвы: будет ли Зарядье просто парком, или там восстановят средневековые постройки, или будет еще неведомый нам новый вариант? 

— Следующее место, которое нас волновало — это, конечно, Остоженка, ведь и наш музей расположен тут, — улыбается куратор открывшейся сегодня выставки "Остожье. Исторический аспект" Владимир Кузнецов. — К тому же это один из самых интересных районов столицы, прошедший путь от царских сельхозугодий и монастырских слобод к престижнейшему аристократическому кварталу.

"Изюминка" выставки про Остоженку — фотографии из собрания Эмилия Готье-Дюфайе, знаменитого московского фотографа, зафиксировавшего в 1913-14 годах многое из того, что перестало существовать уже через несколько лет, после Октябрьской революции. Но не только они: здесь есть и изразцы, и кованые гвозди, и даже кости мертвой коровы - эта находка, по словам краеведа Александра Можаева, зримо воплощает этимологию названия Остоженки: от слова "стог", ведь здесь, как и предполагалось, были сенокосы и пастбища.

И "Москвич" самого первого выпуска здесь есть, и костюмы XIX-XX веков (подлинные, но есть и реплики более ранних образцов одежды). И прекрасная мебель, помнящая Есенина, Булгакова и Илью Ильфа.

Что касается третьей выставки — она находится в том же зале, что и "Остожье", просто за колоннами — то она посвящена усадьбам Новой Москвы, частично полуразрушенным, частично же закрытым для осмотра. 

— Из более 80 усадебных комплексов Новой Москвы мы выбрали десять, — рассказывают в Центре капитализации наследия, который выступил соорганизатором выставки. — И мы показываем не только их историю, но и предлагаем некоторые планы развития, сохранения этих прекрасных объектов.

Действительно, по части усадеб у Центра имеются предложения: там можно организовать не только музеи, но и центры ремесленных промыслов, фермерские рынки и другие востребованные в стремительно модернизирующемся городе вещи.

Развиваются не только усадьбы, но и сам Музей Москвы: в Провиантских складах будет организован и детский центр, который проектирует один из лучших учителей истории в столице краевед Валентин Карелин. "Одно дело — изучать историю по книгам, другое — потрогать руками все эти артефакты, вплоть до тех самых костей мертвой коровы", — уверен координатор "Архнадзора" Александр Можаев.

amp-next-page separator