Возвращение Солженицына в Россию (1994 год) / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Всего на свете не узнаешь. Всё равно дураком помрёшь: 20 актуальных цитат Александра Солженицына

Развлечения

Детство Александра Исаевича прошло в Кисловодске. Его мать была дочерью богатого кубанского землевладельца, а отец, русский крестьянин, прошёл Первую мировую войну, но погиб за полгода до рождения сына на охоте. Мать практически полностью посвятила себя воспитанию ребёнка. В 1924 году они переехали в Ростов-на-Дону, где Александр пошёл в школу. Там он увлёкся литературой, однако, не желая делать её основной специальностью, оканчил физико-математический факультет Ростовского университета. Перед войной Солженицын поступил на заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.

Призванный не сразу по состоянию здоровья, Солженицын всё же попал на фронт. За военные заслуги его наградили двумя почётными орденами, а в мае 1944 года присвоили звание капитана. Всё изменил 1945 год. Ещё на фронте, несмотря на строжайший запрет, Солженицын вёл дневник и много писал, что в дальнейшем послужило основой для некоторых его произведений. В письмах к старому другу он резко высказывался о Сталине и его политике, за что был арестован и осуждён на восемь лет пребывания в лагерях.

Лагерная жизнь Солженицына получила литературное воплощение в первом опубликованном рассказе писателя – "Один день Ивана Денисовича" (1959). Действие повести умещается в один день, повествование ведётся от лица автора. Отличительная особенность рассказа состоит в том, что о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чём-то обыденном, как будто хорошо известном читателю. В 1953 году на смену заключению пришла ссылка, в течение которой он не только задумал повесть "Раковый корпус", в которой отразил впечатления от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере, но и написал роман "В круге первом" о жизни на "шарашке" (1955-1958).

Реабилитация в 1957 году дала Солженицыну возможность публиковаться. Печать рассказа "Один день Ивана Денисовича" в журнале "Новый мир" в 1962 году стала историческим событием: его сразу же перевели на иностранные языки, а автор на короткое время был официально и принят в Союз писателей СССР. Рассказ "Матрёнин двор" (1963), в котором Солженицын изобразил героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем, а также "Случай на станции Кочетовка" (1963) закрепили успех, вызвав огромное количество откликов критиков, читателей и писателей.

В середине 1960-х годов на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет. Повесть "Раковый корпус" и роман "В круге первом" напечатаны не были и распространялись "самиздатом". Отношения писателя с советской властью обострились: архив наиболее антисоветских произведений конфисковал КГБ, а самого автора в 1969 году исключили из Союза писателей. Годом позже Солженицыну присудили Нобелевскую премию по литературе, что повлекло за собой мощную пропагандистскую кампанию против писателя. Её усилила публикация в Париже произведения "Архипелаг ГУЛАГ" (1973), из-за которого Солженицын был арестован и выслан из СССР в Западную Германию. В эмиграции литератор выступал с критикой либеральных и демократических ценностей Запада, закончив четырёхчастную эпопею "Красное Колесо" о революционных событиях в России 1914-1917 годов. Закону, праву и многопартийности как гарантиям свободы человека, Солженицын противопоставлял народное самоуправление и религиозные начала. В 1994 году, после 18 лет в США, писатель с супругой вернулся на родину. Здесь же он провёл последние годы своей жизни.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку наиболее актуальных цитат знаменитого писателя.

Один день Ивана Денисовича (1959)

"Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху".

"Так много искусства, что уже не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного!"

Матрёнин двор (1959)

"У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей".

"Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю".

В круге первом (1955-1958)

"Знаешь, почему лошади живут так долго? Они не выясняют отношения!"

"Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, так и счастье, Лёвушка, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!"

"Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть – не через тебя".

"Не бойся пули, которая свистит, раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь".

"Умного на свете много, мало – хорошего".

Раковый корпус (1963-1966)

"Когда-нибудь не страшно умереть – страшно умереть вот сейчас".

"Поиск врача бывает так интимен, как поиск мужа-жены. Но даже жену хорошую легче найти, чем в наше время такого врача".

"Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо – верим!"

"Любовь к животным мы теперь не ставим в людях ни в грош, а над привязанностью к кошкам даже непременно смеемся. Но разлюбив сперва животных – не неизбежно ли мы потом разлюбливаем и людей?"

"Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь".

"Жалость – чувство унижающее: и того унижающее, кто жалеет, и того, кого жалеют".

"Всего на свете не узнаешь. Всё равно дураком помрёшь".

Архипелаг ГУЛАГ (1973)

"Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его – в наидурном".

"А я - молился. Когда нам плохо – мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо".

"Самоубийца – всегда банкрот, это всегда - человек в тупике, человек, проигравший жизнь и не имеющий воли для ее продолжения".

"Ревность – это оскорбленное самолюбие. Настоящая любовь, лишившись ответа, не ревнует, а умирает, окостеневает".

amp-next-page separator