Три главные победы Андрея Звягинцева

Развлечения
6 февраля известному российскому режиссёру, актёру и сценаристу Андрею Звягинцеву исполняется 50 лет.

Ещё 15 лет назад о Звягинцеве никто не знал, но сегодня он является чуть ли не главной надеждой российского кинематографа. Родился будущий режиссёр в Новосибирске, где и получил своё первое профессиональное образование – окончил институт культуры по специальности "актёрское мастерство". Во время учёбы молодой актёр понял, что театр – это его призвание, однако настоящий опыт и работу в этой сфере он может получить только в столице. Во второй половине 1980-х годов Звягинцев перебрался в Москву и окончил актёрский факультет ГИТИСа.

С театральным дипломом на руках он оказывается на пороге девяностых - не самого удачного времени для театральной самореализации. Он немного играл в театрах, участвовал в нескольких антрепризных проектах, но денег катастрофически не хватало. Чтобы иметь возможность снимать комнату в самом центре Москвы он три года подряд работал дворником. В конце концов Звягинцев обратился за помощью к своему другу – выпускнику ГИТИСа, - и тот пристроил его в рекламный бизнес. Снимая короткие рекламные ролики и иногда снимаясь в различных сериалах, Звягинцев вошёл в XXI век, в котором наконец-то по-настоящему нашел себя.

В 2000 году его пригласили на телевидение курировать проект "Чёрная комната", что позволило Звягинцеву испытать себя сразу в нескольких новых ипостасях: сценариста, продюсера, монтажера и, главное – режиссёра. Дальше события развивались почти как в сказке. Первая же его полнометражная картина - "Возвращение" (2003) - покорила жюри крупнейших европейских кинофестивалей. Следующие его ленты – "Изгнание" (2007) и "Елена" (2011) – пользовались не меньшим успехом. Премьерных показов этих фильмов с нетерпением ждали во всём мире.

В день рождения Андрея Звягинцева "Вечёрка" предлагает вам вспомнить его главные фильмы.

"Возвращение" (2003)

В жизни двух братьев неожиданно возникает отец (Константин Лавроненко), знакомый им только по старой фотографии. Появление "чужого" человека полностью переворачивает их жизнь – блудный отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров… Дебютная картина Звягинцева буквально взорвала европейское кинематографическое сообщество, а в России её поначалу недооценили – фильм оказался в тени куда более популярного "Бумера". Впрочем, это и не удивительно. "Фестивальное" кино редко делает кассы и оказывается близким массовой публике. Впрочем, в случае с "Возвращением" дело было как раз не в публике, а скорее в отсутствии полномасштабной рекламы. Потому что те, кто в 2003 году всё-таки попали в кинотеатры на этот фильм, - выходили потрясёнными. Как оказалось, простое и строгое поэтичное кино может быть притягательным не за счёт лихо закрученного сюжета, а благодаря тонкой и продуманной атмосфере.

[OBJ Официальный трейлер фильма "Возвращение" (2003)]

"Изгнание" (2007)

Ещё одна семейная драма, только на этот раз основной конфликт затрагивает не отца и сыновей, а мужа и жену, которых сыграли Константин Лавроненко и шведская актриса Мария Бонневи. Снова холодная красота пейзажей. Снова почти патологическое непонимание и одиночество. Разговоры глухих, которые даже не пытаются понять друг друга – они заранее сами себе ответили на все вопросы. И трагедия, родившаяся из этой неспособности услышать и увидеть. В своей картине Звягинцев обращается к довольно обычным темам (любовь, измена, прощение, наказание), но вместо банальной мелодрамы создает жёсткую философскую притчу.

[OBJ Официальный трейлер фильма "Изгнание" (2007)]

"Елена" (2011)

Возможно, это самый понятный из фильмов Звягинцева. Притчевость, если она здесь есть, перекрывается напряжённым сюжетом, событий которого режиссёру могло бы хватить на несколько картин в духе "Возвращения". Главные герои фильма – снова мужчина и женщина (Андрей Смирнов и Надежда Маркина), но на этот раз куда более старшего возраста, чем персонажи, прежде интересовавшие Звягинцева. Главной характеристикой для них становится вопиющее неравенство их социального положения и происхождения, которое в конечном итоге и приводит к трагедии. Социальная несовместимость и нерушимость кровных родственных связей порождают гремучую смесь конфликтов и противоречий, выход из которых остается лишь один…

[OBJ Официальный трейлер фильма "Елена" (2011)]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

10 легендарных фильмов Александра Сокурова

amp-next-page separator