Вечером 16 февраля подводит свои итоги 63-й Международный Берлинский кинофестиваль. / Фото: Пресс-служба Берлинского международного кинофестиваля

Берлинале. День 5

Развлечения
Начало. Утро понедельника началось с китайской картины «Массаж вслепую» режиссера Лу Е, рассказывающей об отношениях людей, которых разделяет социальный статус и способность воспринимать окружающий мир. Действие фильма происходит в современном Китае, а снимались в нем как зрячие, так и слепые актеры.

Следующим был вестерн, точнее нордстерн, «В порядке исчезновения» норвежского режиссера Ханса Петера Молланда. Историю о том, как два старика мстят молодому наркобарону-вегетарианцу, украшают не только необходимые в таких случаях джипы и лимузины, но и мощные снегоуборочные машины. Кокаин здесь высыпают прямо в снег, а от трупов врагов избавляются экологически чистым методом. Панорамные снежные пейзажи многие восприняли как рекламу туристических возможностей Норвегии. В главной роли – прекрасный Стеллан Скарсгард, в роли сербского крестного отца – не менее прекрасный Бруно Ганц, так что в финале вполне могла бы прозвучать знаменитая фраза о начале прекрасной дружбы. Фильм занимает достойное место в конкурсной программе: это инвариант классического жанра, где речь идет о справедливости и возмездии, но с шутками на темы актуальной европейской социально-культурной проблематики. Третий конкурсный фильм – работа 92-летнего французского классика Алена Рене «Любить, пить и петь».

Как и в случае со знаменитым фильмом «Курить/не курить» 1993 г., это экранизация пьесы Алана Эйкборна. Изящная и ироничная история о смятении чувств героев предпенсионного возраста разыграна любимыми актерами Рене – Сабиной Азема, Андре Дюссолье и др.

В мире классики тоже есть место новостям. На фестивале представили заново восстановленный фильм «Кабинет доктора Калигари» и этому событию был посвящен специальный семинар в Немецкой синематеке. О фильме сказано и написано так много, что современным исследователям приходится сомневаться и разбираться как со свидетельствами очевидцев, так и с получившими хождения легендами. Например, долгое время считали, что рамочную конструкцию фильма предложил режиссеру Роберту Вине сам Фриц Ланг, однако историк кино Олаф Биль, автор книги «Комплекс Калигари», утверждает, что великий режиссер не имел к фильму никакого отношения. Реставрация 2014 г. технически превосходна по сравнению с тем, что смогли сделать в 1984 г. – это особенно заметно при параллельном показе фрагментов. Долгая кропотливая работа позволила реставратору Анке Вилкенинг увидеть новые подробности: в одном из кадров за спинами главных героев она разглядела человека, похожего на молодого Фрица Ланга – может быть, это рождение новой легенды о великом фильме?

Цитата дня: актриса Франциска Вайс о своей работе в фильме «Крестный путь»: «Сниматься в возрастном гриме – одно удовольствие. Концентрируешься на роли и совсем не думаешь о том, как ты выглядишь в кадре».

amp-next-page separator