Артикуляция жизни: 5 интересных фактов из биографии Оскара Кокошки

Развлечения
22 февраля 1980 года скончался Оскар Кокошка - крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма и писатель-авангардист.

Имя Кокошки входит в известное "венское трио": Кокошка, Шиле, Климт. Именно он стоял у истоков венского модерна. Театральные постановки его пьес ("Сфинкс и соломенное чучело", "Убийца, надежда женщин") - шокировали даже самую искушённую публику начала XX века. Дело было не только в смелом содержании, но и в новаторском художественном воплощении, оформлении света и декораций, постановке игры актёров. Огромное внимание отводилось драматургии жеста, движения, поз – телесности в целом. Так, лес в пьесе изображали поднятые руки актёров, изогнутые на манер ветвей деревьев.

В этом же направлении писались и его картины, с искажёнными, гротескными очертаниями тел, словно неспособными спокойно находиться на холсте. В своём художественном творчестве он один из первых выразил эстетику жестикуляции, свойственную для экспрессионизма. "Тело как форма артикуляции сущности" – рефрен творчества Кокошки. Родился будущий художник 1 марта 1886 года в австро-венгерском городе Пёхларн, в роду известных и уважаемых пражских ювелиров. В школе мальчик делал упор на изучение классической литературы, другие науки его мало интересовали. На скучных уроках он читал произведения мировых классиков. Тогда же он начал рисовать. Страсть к литературе определённым образом повлияла на его последующее творчество. Позже он поступил в Венскую школу искусств и ремёсел, где учился в 1903-1909 году. В числе его преподавателей был великий Густав Климт. Одними из самых ранних работ Кокошки были зарисовки детей. Изображая их неловкую мимику и жестикуляцию, угловатость их тел, напоминающих безвольные трупы, он вырабатывал собственный оригинальный стиль. Впоследствии эта стилистика была продолжена в известных портретах венских знаменитостей, выполненных в "нервном" стиле, далёком от описательного реализма, словно бы герои находились в непрестанном движении.

Дела молодого художника продвигались довольно благоприятно: преподаватели помогли ему устроиться в известные Венские мастерские, а в 1907 году юношу пригласили принять участие в экспозиции художников-модернистов, близких к Климту. В 1907 же году на венской сцене была поставлена пьеса 21-летнего Кокошки "Убийца, надежда женщин", вызвавшая громкий скандал. Однако о нём заговорили. Ему покровительствовали известные личности (венский архитектор Адольф Лоос), он писал портреты знаменитостей (Карл Краус и др.), покорённые новаторским стилем Кокошки. В 1910 году, находясь в Берлине, он познакомился и сблизился с Василием Кандинским и другими экспрессионистами. В 1913-1914 году Кокошка создал одну из самых известных своих работ "Невеста ветра", написанную экспрессивными широкими мазками. Картина изображала автопортрет художника, лежащего рядом со своей возлюбленной Альмой Малер, речь о которой ещё зайдёт. Трагический разрыв пары способствовал ещё большему "обострению" манеры письма художника.

Фото: wikipedia.org

В годы Первой мировой войны Кокошка, желая забыть о несчастной любви, добровольцем отправился на службу в австрийской армии в качестве кавалериста, пережил серьёзное ранение, плен, психическую нестабильность. Впечатления от войны он изложил в драме "Иов"(1917). В 1919 - 1924 годах Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств, постоянно участвовал в выставках и биеннале. Композитор Пауль Хиндемит поставил в Дрезденской Государственной Опере музыкальный спектакль по его пьесе "Убийца, надежда женщин". В это время его излюбленным жанром живописи стал пейзаж. Говорят, что стимулом для такого увлечения послужила первая поездка в Швейцарию в 1909 году. Альпийская природа поразила тогда молодого художника и способствовала зарождению его любви к пейзажу, который впоследствии заняли важное место в его творчестве. Среди известных пейзажей - "Карлов мост в Праге" (1936).

Кокошка был одним из первых художников, выразивших в своих работах эстетику жестикуляции, свойственную для экспрессионизма / Фото: Neuegalerie.org

В середине 30-х годов, с приходом к власти фашистских режимов, имя Кокошки стало сродни ругательству. Картины художника были причислены к "дегенеративному искусству", повсеместно обличаемому нацистами. Непосредственно затронутый гневом нацистских предводителей, Кокошка предпочёл переехать: в 1934 году в Прагу, в 1938 году после подготовки чехов к возможному нападению Вермахта - в Великобританию, гражданство которой получил в 1946 году. В Лондоне Кокошка занял активную гражданскую позицию, выступая с резкой критикой агрессивного милитаризма Гитлера. В 1940-1941 году он написал известный образец острой политической сатиры - картину "Красное яйцо", на которой изображены искажённые жуткие головы Гитлера и Муссолини и растёкшееся красное яйцо, символизирующее принесение в жертву тиранам Европы в результате Мюнхенского соглашения.

Фото: Muzei-mira.com

С 1947 года художник жил в Швейцарии, которая давно занимала значительное место в его сердце. Наконец, после войны он нашёл свой приют, поселившись вместе с женой Ольгой на берегах Женевского озера, в городке Вилльнёв. После окончания Второй мировой войны творчество художника на родине было реабилитировано, и в Вене прошло несколько крупных его выставок. В 1952—1963 году Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге, выступал в роли сценографа ("Волшебная флейта Моцарта", 1964), был художником-оформителем на телевидении. Последние годы жизни Кокошки были несколько депрессивны. Он был довольно озлобленным стариком, осознавая снижение своей роли истории искусства. Ему не хотелось быть лишь любопытным примечанием к ней, а именно это он и чувствовал. Он умер в Монтрё 22 февраля 1980 года. После смерти художника в 1980 же году, австрийским правительством была учреждена Премия Оскара Кокошки, одна из крупнейших австрийских наград в области современного искусства.

"Вечерняя Москва" вспоминает интересные факты о выдающемся художнике.

1. Кокошка обладал сильной верой в приметы и предзнаменования, возникшей после того как он узнал о сильном пожаре, вспыхнувшем в Пёхларне вскоре после того, как мать родила его.

2. У Кокошки не ладились отношения с отцом, дела которого шли не очень хорошо. Семья переезжала с места на место, и Оскар винил в несчастьях семьи только отца. Позже он вспоминал: "От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился".

3. В 1911 году в Вене выставку Кокошки посетил эрц-герцог Франц Фердинанд. Реакция на картины художника была такова, что наследник трона с негодованием воскликнул: "Этому господину нужно переломать кости!"

4. В молодости Кокошка пережил роковую страсть с известной венской красавицей Альмой Малер, однако через пару лет бурного романа Альма отвергла его, объяснив это тем, что страшится таких сильных чувств. Всю жизнь Кокошка не мог избавиться от мучительных воспоминаний о ней, и в 1919 году заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге "Фетиш". Куклу Кокошка брал с собой в оперу и на вечеринки, на последней он и уничтожил в порыве чувств муляж любимой женщины.

5. На протяжении всей своей жизни австрийский экспрессионист был страстным коллекционером фигурок, статуэток и игрушек, привезённых из многочисленных путешествий. Со временем их накопилось столько, что Кокошка собирался организовать своеобразный "салон диковинок", который впоследствии занял достойное пространство в доме в Вилльнёве, а после смерти коллекция была показана общественности.

amp-next-page separator