«Открытая сцена» служит Отечеству
Молодой режиссер Сергей Захарин взял за основу театрального сюжета детективный роман Роберта Артура о трех юных сыщиках, которые пытаются разгадать тайну старинного замка, где, согласно легенде, обитают привидения. И правда: всем троим приходится испытать холодящий ужас, побывав в стенах этого жутковатого места. Там оживают зловещие портреты, выходят из зазеркалья те, кого уже нет в живых, невесть откуда звучит орган и раздаются пугающие шорохи и крики. Однако, как и положено в старом добром детективе, выясняется, что всё это – дело рук человеческих и привидений не существует.
Так в романе. Но режиссер решил пойти своим путем и создал новый театральный жанр – «компьютерную игру», где юные зрители могут сами выбирать, как будет дальше развиваться сюжет и даже каким окажется финал. Это не привычный интерактив, уже успевший надоесть многим детям, когда актеры заигрывают с ними со сцены, призывая «потопать» и «похлопать», а настоящая виртуальная реальность, которая постепенно становится реальностью настоящей. Еще одна режиссерская находка – то и дело витающее по сцене симпатичное привидение, которое не видит никто, кроме зрителей. Как бы оно ни старалось, какими бы уловками ни пыталось привлечь к себе внимание, ни сыщики, ни другие персонажи в упор его не видят. Хотя именно оно помогает найти путь к истине. Не мудрено, что именно этот очаровательный призрак заслужил наибольшую зрительскую симпатию.
«Мне хотелось, чтобы в воздухе витал немой вопрос – а вдруг некий невидимый, непонятный нам «параллельный мир» всё же существует? – говорит Сергей Захарин. – Именно поэтому в постановке много вопросительных знаков, которые мы расставили даже на подошвах персонажей. Это знак неведомого, окружающего нас». Для создания этого оригинального произведения Захаренков пригласил своих друзей, молодых актеров различных столичных театров. Это не театральный коллектив, у которого есть помещение и репертуар, а именно проект, что, впрочем, свойственно «Открытой сцене».
«Мы приглашаем смелых творческих людей, готовых воплотить свои замыслы на сцене, - рассказал нам продюсер проекта Иван Рыбаулин. – Наша сцена действительно открыта для всего талантливого и нового». Впрочем, сцена как таковая в этом необычном камерном театре на Поварской, 20 действительно отсутствует – в результате зрители оказываются не просто свидетелями, но и участниками действа.
В «Кампаниле Святого Марка» (режиссер Никита Кобелев) также необычным способом, через переписку, показана история любви двух реальных исторических персонажей – русской революционерки Лидии и швейцарского врача Фрица, которая разворачивается на фоне событий поистине эпохальных. Герои отправляются в свадебное путешествие в Италию, где становятся свидетелями крушения колокольни на площади Святого Марка – это символическая катастрофа, повествующая о крушении старого мира. «Я был женат на русской революции», - запишет в своем дневнике врач, мечтающий о тихом семейном уюте, но так его и не обретший.
Непривычные «Руслан и Людмила», где вместо славянского эпоса мы увидим философскую притчу о вечных, как мир, отношениях между мужчиной и женщиной - и, наоборот, похожая на сказку чеховская «Чайка», где зрители непрестанно удивляются оживающим птице и дереву, «Части тела», где люди и тени сосуществуют на равных – и проходящее прямо в библиотеке «Публичное чтение»… Всё это – лишь малая часть планов «Открытой сцены», которых у неё действительно громадьё.
Проект, созданный в 2005 году при поддержке Департамента культуры г. Москвы, по сути является центром театральных инноваций, где ведется разнообразная деятельность: выставки, перфомансы, театрализованные читки, дискуссии по вопросам театрального искусства, подготовка книг по истории и теории театра и музыки, гастроли российских и зарубежных коллективов, фестивали театрального и музыкального искусства и, конечно же, показ спектаклей, созданных на гранты «Открытой сцены».
Успешная работа этого проекта уже позволила открыть целый ряд новых имен режиссеров драматического, кукольного и музыкального театра. И, несомненно, откроет ещё. Ведь, по мнению руководства «Открытой сцены», служить Отечеству можно не только на поле боя, но и вот таким мирным образом. Да и лучше, чтобы иначе служить не приходилось.