Золотой век сюрреализма: 5 культовых фильмов Луиса Бунюэля

Развлечения
22 февраля 1900 года родился знаменитый испанский кинорежиссёр Луис Бунюэль.

Один из крупнейших представителей сюрреализма в мировой кинематографии, Бунюэль снял 33 фильма, многие из которых вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Провоцируя и шокируя, смешивая сон и реальность, прибегая к авангардным методам съёмки, режиссёр привлекал часть зрителей своим видением мира, часть – отталкивал излишним натурализмом. Никого из них он не оставлял равнодушным.

Луис Бунюэль Портолес появился на свет в небольшом сельскохозяйственном городке Каланда в семье зажиточного землевладельца. В детстве он обучался в иезуитском колледже и был ярым католиком. Однако, поступив в 1917 году в Мадридский университет, Луис подружился с молодыми бунтарями - Сальвадором Дали, Федерико Гарсиа Лоркой и другими. Он увлёкся идеями свободы и демократии, и отрёкся от религии, став её последовательным обличителем (так же, как и обличителем буржуазии). В 1925 году Бунюэль оказался в Париже, где и проявилась его страсть к кинематографу. Первое время он работал ассистентом авангардного режиссёра Жана Эпштейна.

"Вечерняя Москва" предлагает вам рассмотреть историю становления личности Бунюэля-режиссёра на примере пяти его фильмов.

"Андалузский пёс" (1929)

Переехав в Париж, Бунюэль сблизился с молодыми сюрреалистами: Луи Арагоном, Полем Элюаром и Сальвадором Дали. Вместе с последним он и снял свой дебютный 16-минутный фильм, ставший подлинным шоком для общественности. Фильм, основой сценария для которого стали два сновидения Бунюэля и Дали, был настоящим манифестом эпатажа и экстремального сюрреализма в искусстве. Ни сюжета, ни хронологии в картине не прослеживалось, более того, молодые люди условились: единственным правилом был запрет на "любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение". Ключ к разгадке символов виделся в психоанализе. Фильм столкнулся с бурной реакцией зрителей, которым становилось плохо прямо в кинотеатре от увиденных натуралистичных сцен жестокости. Чего стоила только сцена, в которой режиссёр разрезает девушке глаз опасной бритвой, или кадры, где женщина перекатывает по мостовой отрубленную руку. Долгое время картина был запрещена к показу в кинотеатрах.

[OBJ "Андалузский пес" (1929, на испанском языке)]

"Золотой век" (1930)

Второй фильм молодого режиссёра был снят в схожем ключе, по сценарию, написанному совместно с Дали, с которым после фильма Бунюэль разругался. "Золотой век" представляет собой набор абсурдных и бессвязных кадров, снятых в натуралистичной и жестокой манере. Кровь, насилие, негативный образ церковных служителей, человеческие скальпы, висящие на кресте – всё это вызвало негодование со стороны консервативной части общества. Была развёрнута целая кампания по полному запрету этого "порнографического" фильма и вскоре он был запрещён, а все копии конфискованы. Его художественная значимость была заново открыта только в 1979 году. Помимо "абсолютно искреннего лирического безумства", по оценке многих киноведов, фильм ценен тем, что в нём появляется немало сюрреалистов-друзей Бунюэля: Макс Эрнст, Поль Элюар, Валентина Гюго, Жак Брюниюс, Роланд и Валентина Пенроуз, а также сам Бунюэль.

[OBJ "Золотой век" (1930, на испанском языке)]

Далее кинобиография режиссёра развивалась довольно спокойно. В 1932 году он снял единственный свой документальный фильм - "Лас Урдес. Земля без хлеба", развернув перед зрителями унылую картину забытой Богом испанской провинции. После пары совместных с другими режиссёрами ходовых фильмов 1936 года, он пообещал себе, что больше не будет снимать кино. И целых 10 лет он не нарушал свой обет. Вместо этого Бунюэль устроился атташе по культуре республиканской Испании во Франции, содействовал постановкам антифашистских документальных лент. С началом гражданской войны в Испании режиссёр эмигрировал в США. Это случилось в 1939 году. В эмиграции он работал монтажёром в Голливуде, был сотрудником киноотдела Музея современного искусства в Нью-Йорке.

В 1946 году Бунюэль переехал в Мексику, где получил заказ на новые кинокартины ("Большое казино" и "Большой кутила"). Он снова начал снимать и снимал довольно продуктивно. За 15 лет, проведённых в Мексике, режиссёру удалось снять около 20 картин. Правда, многие из них были средними и не отличались оригинальностью. Но встречались среди них работы, в которых можно было прочесть неугасшие талант и мастерство Бунюэля. Так, фильм "Забытые" (1950), достоверно и реалистично рассказывающий о жизни мексиканских бедняков и бродяг, получил премию Международного Каннского кинофестиваля. Другими отмеченными призами фильмами мексиканского периода стали драма о вопросах веры "Назарин" (1958, приз в Канне); фантасмагорическая трагикомедия "Ангел-истребитель" (1962, Канны) и вольное религиозное житие "Симеон-пустынник" (1965, награда в Венеции). Но все эти фильмы, казалось, были прелюдией к великой работе режиссёра, снятой в родной Испании.

"Виридиана" (1961)

В 1960-е годы Бунюэль, наконец, получил возможность снять фильм у себя на Родине. Результатом стала "Виридиана" (1961), великая бунюэлевская картина, по мнению многих киноведов, его магнум-опус. Фильм, получивший "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, привёл в шок идеологов франкистского режима и Ватикан и был запрещён в Испании на долгие 16 лет. А сам режиссёр был отлучён от церкви. В фильме были затронуты такие темы-табу для франкистской страны, как инцест, суицид, насилие над женщиной, святотатство и шведская семья. "Покушаясь" на святые символы, устоявшиеся в консервативном испанском обществе на протяжении веков, режиссёр высказывал свою любимую мысль: зачастую "святая жизнь", проповедуемая католической церковью, основана на вытеснении естественных человеческих потребностей, которые могут вернуться в утрированной форме. Такие катастрофические последствия "святости" и показаны в фильме. С "Виридианы" началась волна успеха Бунюэля и почти все его последующие фильмы становились классикой.

[OBJ Фрагмент из фильма "Виридиана" (1961, на французском языке)]

"Дневная красавица" (1966)

Последующие фильмы Бунюэля, сохраняя свою сюрреалистическую изюминку, запретам не подвергались. Только в Советском Союзе была запрещена эта замечательная картина с Катрин Денёв в главной роли. Впрочем, изысканным и элегантным эротизмом этого фильма-сновидения сегодня уже никого не удивишь. Сны и реальность, визитная карточка Бунюэля, смешиваются в сознании прекрасной героини Денёв, щеголяющей в костюмах от Ив Сен-Лорана. Мазохистка по натуре, она ищет удовлетворения своих тайных страстей в публичном доме, где работает днём, чтобы не обижать внимательного и любящего мужа, неспособного на истязания супруги. В 1966 году фильм получил Гран-При Международного Каннского Фестиваля.

[OBJ Трейлер фильма "Дневная красавица" (1966, на французском языке с английскими субтитрами)]

"Скромное обаяние буржуазии" (1972)

Фильм продолжил начатую тематику ленты-сновидения, параллельно изобличая пороки "обаятельных" буржуа, поглощённых культом еды. На протяжении всего фильма герои безуспешно пытаются пообедать вместе, но постоянно попадают из одного сна в другой. Бунюэль продолжает, как и полвека назад, петь гимн абсурду буржуазной жизни, извечной амбивалентности людей и времени, мириадам условностей и правил, царящих в мире, которые в одно мгновение могут извернуться наизнанку. В 1972 году "Скромное обаяние буржуазии" получил "Оскар" как лучший иностранный фильм.

[OBJ Трейлер фильма "Скромное обаяние буржуазии" (1972, на французском языке)]

Тем временем у Бунюэля прогрессировала глухота и он стремительно терял зрение. Ему было уже за 70, но он продолжал творить свой сновиденческий мир. И его последние работы были прекрасны, как воздушный сюрреалистический сон, в котором герои могли обернуться кем угодно: святые – грешниками, а ангелы - бесами. Так это было с героиней "Тристаны" (1970) в исполнении Катрин Денёв, превратившейся из кроткой жертвы в циничного монстра. Так безумно рушились условности привычного мира в "Призраке свободы" (1974). Такой гимн абсурда и двойственности женской натуры был пропет и в последнем фильме мастера "Этот смутный объект желания" (1977). 29 июля 1983 года Луиса Бунюэля не стало - он скончался в Мехико от сердечной, печёночной и почечной недостаточности.

amp-next-page separator