Николай Цискаридзе: «Я рад, что мне удалось станцевать перед Аллой Шелест»

Развлечения
26 февраля великолепной русской балерине Алле Яковлевне Шелест исполнилось бы 95 лет. «Шелест на сцене была невыразимо прекрасна», – так однажды сказала о ней Майя Плисецкая.

Накануне в Академии Русского балета им А.Я.Вагановой состоялся урок памяти одной из самых прославленных балерин XX века.

В этот день в стенах Академии собрались ученики и преподаватели, коллеги и друзья Аллы Яковлевны. Своими воспоминаниями о Шелест поделился и.о. ректора Академии русского балета им. А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе:

- Конечно, она была ярчайшим представителем профессии, настоящей примой балериной Мариинского театра, которая оставила неизгладимый след в сердцах миллионов. К сожалению, в отличие от многих своих коллег того периода, ее очень мало снимали на камеру, поэтому посмотреть многие ее спектакли теперь невозможно. Но до сих пор из уст в уста передаются рассказы о том, как она танцевала.

Вообще, это было феноменальное поколение по своему дарованию: Уланова, Семенова, Дудинская и даже в этом списке Алла Яковлевна занимает отдельное положение. Это показатель яркой личности.

Николай Максимович припомнил, что ему удалось лично познакомиться с Шелест, когда он был молодым танцором: «Мне довелось с ней познакомиться, я был совсем юным артистом, а она долгое время в Самаре была худруком балета и вырастила много хороших артистов. В начале 90-х годов устроили фестиваль имени Аллы Шелест, где она была в жюри и я очень счастлив, что мне удалось перед ней станцевать. Я смотрел спектакли в рамках фестиваля, и заметил, что некоторым артистам она аплодировала, а некоторым – нет. «Интересно, мне она зааплодирует?», меня, конечно же, интересовал этот вопрос, ведь это было бы своеобразным одобрением с ее стороны».

Цискаридзе отметил, что Алла Шелест была уникальной личностью и «она жива, пока мы помним».

В Академии Русского балета им. Вагановой (кстати, Алла Яковлевна училась в Ленинградском хореографическом училище у легендарных балетных педагогов – Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой, а на выпускном спектакле ей досталась главная партия из балета «Катерина» в хореографии Леонида Лавровского) не могли пройти мимо такого значимого события в истории русского балета и устроили открытый урок в честь Аллы Яковлевны, что, по мнению Цискаридзе, «очень важно для молодого поколения». Сотрудники Академии рассказали, что Алла Шелест была в 1952—1955 годах педагогом Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, что подтвердил и Николай Максимович: «Она вела здесь национальные классы, которые были популярны в Советском Союзе, но, преподавала здесь не долго. К сожалению, какие-то вещи ее не устраивали и она была вынуждена уйти».

Перед юными танцорами выступила и ученица Аллы Яковлевны, Любовь Галинская:

Я училась в классе перспективной молодежи, куда входило только четыре человека – Елена Балуева, Ирина Чистякова, Ольга Лиховская и я. Остальные были артистки из кардебалета, которым не надо было себя сильно изнурять репетициями. Класс очень быстро развалился и получилось, что я осталась единственной ученицей.

Первая партия, которую мы сделали с Аллой Яковлевной была «уличная танцовщица» – на которую в театре отводится 20 минут репетиций, а нам давали час и мы все равно многое не успевали отрепетировать. Затем из класса мы выходили на основную сцену, где работали еще два часа. Подготовка к партии «уличной танцовщицы» заняла у меня 20 дней!

Когда мне говорили Шелест в зале, то это было что-то особенное. Ты начинал приподнимать себя, собирать все внутренние силы! Ее присутствие на спектакле обязывало тебя выступать достойно.

После одного из спектаклей она пришла ко мне в гримерку и тихо сказала: «Ты меня убедила» - это очень большая похвала с ее стороны. Я знала, что все ученицы Вагановой, как и сама Агриппина Яковлевна, были очень скупы на похвалы, и добиться от них слов «умница», «молодец» было невозможно.

Маргарита Алфимова, преподаватель актёрского мастерства в Санкт-Петербургской академии русского балета:

Алла Яковлевна всегда выстраивала свою роль – от первого появления до последнего. Причем это было в идеальной танцевальной форме. Шикарно владея жестами, она также владела и актерским наполнением этого жеста. Все это, безусловно, подчеркивало ее самобытность. В то время ведь танцевали и Моисеева, и Зубковская, и молодая Колпакова, и Дудинская – все они были очень талантливы, отличались яркой индивидуальностью. Среди этих выдающихся балерин Алла Яковлевна занимала достойное место.

Жизель в ее исполнении была самой романтической, какую мне довелось видеть. Такое чувство, что она была из другой эпохи, из XIX века. И это было потрясающе! Все ее жесты, танец говорили о том, что она тщательно готовилась к каждой постановке, узнавала все об истории создания спектакля, о живописи, о музыке. Она хотела максимально понять автора и понять, что же заложено в этой хореографии.

В Музее Академии Русского балета имени А.Вагановой будет представлена выставка фотографий Аллы Шелест и видео, посвященные творчеству легендарной балерины. На выставке можно будет посмотреть и личные вещи Аллы Яковлевны, которые ее муж, Рафаил Вагабов, передал в дар музею.

amp-next-page separator