Композитор Алексей Курбатов: «Странно, что Чехова так редко ставили на оперной сцене»

Развлечения
16 марта в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в рамках фестиваля "Опера Априори" пройдет необычный концерт "Интеллектуальная опера: за гранью воображения". Его первый акт – опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода", а второй – мировая премьера оперы Алексея Курбатова "Черный монах". Накануне концерта корреспондент "ВМ" пообщалась с молодым композитором.

- Опера "Чёрный монах" создавалась в 2008–2009 годах, - говорит Алексей Курбатов. - В основе её сюжета – одноимённая повесть Антона Чехова, рассказывающая о грустной истории магистра Андрея Коврина, сошедшего с ума и разговаривающего с невидимым для остальных чёрным монахом, который отвечает ему на все вечные вопросы – "Зачем мы здесь? Почему мы? Что есть счастье? Есть ли вечная жизнь?". В то время как Чехов описывает события отстранённо и объективно, я попытался средствами музыкальной выразительности сместить акцент на внутренний мир Коврина – то есть, всех героев оперы и все события мы видим сквозь призму его зрения. Для него Чёрный Монах – самое светлое, что происходило с ним, а сад Песоцкого, по земле которого стелется чёрный дым и в котором происходит основное действие, – нечто липкое и терпкое, то, что не даёт дышать полной грудью и творить. И героиню, Татьяну, он скорее не любит, а пытается уговорить себя жить вовне так же полно, как он живёт внутри.

- А что подтолкнуло Вас к этой работе, почему основой для либретто стало произведение Чехова - автора, которого так любят на драматической, но редко ставят на оперной сцене...

- Это очень странно, но и впрямь, произведения Чехова редко использовались в качестве оперных сюжетов. И я рад, что немного поспособствовал исправлению этой ситуации. Ведь в сюжете "Черного монаха" есть все необходимые составляющие для оперы - несчастная любовь, выпуклый внутренний мир героев, психологическая драма, трагедия и просветление в конце. В одном из последних своих интервью великий Шостакович упомянул, что очень хотел бы написать оперу по "Черному монаху". К сожалению, этот замысел так и не был реализован, но интерес композитора к этому сюжету пробудил и мой живой интерес. Я перечитал повесть и, ни минуты не раздумывая, начал писать музыку. Атмосфера "Монаха" захватила меня с головой, и даже спустя долгое время отголоски той нервической вовлеченности, с которой я работал над оперой, возвращаются ко мне вновь и вновь.

- Ваша опера - второй акт "Интеллектуальной оперы" - есть ли связь между главным героем "Черного монаха" и "Синей Бороды", в чем их принципиальные различия как героев?

- Если сравнивать героев именно как личности, то общего между ними практически нет. Все-таки сложно провести параллель между гением, вылеченным от сумасшествия и растерявшим из-за этого свой талант, и темным Герцогом-убийцей. Хотя они оба погубили женщин, которые их любили… Общее тут в другом. В "Синей бороде" центральным образом является дверь, за которой Юдифь надеется найти разгадку, успокоение и любовь, а находит неизбежность, одиночество и мрак. А в "Черном монахе" такой дверью оказывается сумасшествие Коврина, сфокусированное в образе Монаха. В их диалогах собрано все счастье внутреннего мира Коврина, которое рассыпается в прах при соприкосновении с миром внешним. Но все же мир не смог окончательно победить главного героя - ведь перед смертью он снова видит Монаха и умирает с улыбкой на устах.

- Вы говорили, что в опере нет хороших и плохих героев, есть только одинокий человек, окруженный демонами подсознания" является ли герой "Черного монаха" так любимым в русской литературе "лишним человеком", если да, то в чем это проявляется?

- До своего излечения - безусловно нет. А вот после - вполне возможно, ведь героя одолевает скука, апатия, невозможность реализовать себя в той полноте, которая была ему доступна во время "сумасшествия".

- Алексей, а чье-то влияние на Вас в этой опере заметно? Кого из великих Вы сами любите?

- Ох, список любимой оперной музыки у меня слишком обширен, чтобы все назвать в формате этой статьи. Это и Вагнер, и Чайковский, и Пуччини, Берг, Пуленк, Онеггер, Шостакович, Прокофьев и многие-многие другие. Очень большое впечатление на меня произвела опера нашего современника Юрия Буцко "Записки сумасшедшего" - гениальное произведение, обреченное на долгую жизнь в искусстве. Вообще я очень люблю музыку как таковую, без оглядки на фамилию композитора и его стиль.

- Алексей, это ваша первая опера? Планируете ли Вы продолжать работу в этом жанре?

- Да, это моя первая опера, жанр этот продолжает меня интересовать, и, я думаю, далее последуют другие. К следующему сезону я должен написать еще одну оперу, пока не могу раскрыть сюжет, но, поверьте, он очень интересен и никогда прежде не использовался в качестве оперного.

- И последний вопрос. В театре молодые режиссеры часто обращаются к новой драме, а возможна ли современная оперная новая драма?

- Насколько я понимаю этот термин, то как раз сюжеты Чехова и относятся к так называемой "новой драме". И перенос акцента с внешнего действия на внутренние процессы человеческого бытия (а это основной признак новой драмы) для меня и был наиболее важным и наиболее интересным моментом в работе над этой оперой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Харакидзян, автор и продюсер фестиваля «Опера Априори»:

- Я не стала бы бы проводить поверхностных параллелей между персоналиями-характерами этих двух опер, ведь в таком случае теряется главная философская идея каждой из них и, в первую очередь, художественных текстов, на основе которых эти произведения созданы.Их сюжеты связаны общей темой взаимоотношений реальности и сюрреалистичности, действительности и игры воображения, сознания и подсознания. Известная притча про сон китайского мудреца Чжуан-цзы, который видел себя бабочкой, не знающей, что она – Чжуан-цзы, который, пробудившись, «осознал» себя Чжуан-цзы, но задумался, ему ли снилось, что он – бабочка или бабочке снилось, что она – Чжуан-цзы – лучший ответ на вопрос «о чём всё это», а, точнее, лишь следующая дверь, которую мы открываем внутри себя в бесконечных поисках смысла жизни.

ДОСЬЕ "ВМ"

Алексей Курбатов – композитор, пианист. Родился в 1983 году. Сочинять стал очень рано: первое произведение написал в пять лет, в шесть – уже балет. В 1990-м Алексей поступил в Центральную среднюю специальную музыкальную школу (Москва) в класс фортепиано, в 1994 году состоялся первый авторский вечер 11-летнего композитора в Органном зале музея музыкальной культуры им. Глинки. К 14 годам Алексей Курбатов стал автором множества произведений для различных инструментов. Окончил Московскую государственную консерваторию.

Как пианист стал лауреатом нескольких международных конкурсов. Алексей пишет как симфонические полотна, так и камерные произведения. Большой популярностью пользуется его переложение для фортепиано балета "Весна священная" И.Ф. Стравинского.

СПРАВКА "ВМ"

Исполнят "Интеллектуальную оперу: за гранью воображения" Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Большого театра Павла Сорокина, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Солировать будут в первом акте самые известные на сегодняшний день исполнители партий Герцога и Юдифи, венгерские певцы Балинта Сабо (бас), Ильдико Комлоши (меццо-сопрано), во втором - ведущие солисты Большого театра - Дарья Зыкова (сопрано), Максим Пастер (тенор), Петр Мигунов (бас) и солист Фламандской Оперы (Нидерланды) Геворг Григорян (бас-баритон).

amp-next-page separator