Весёлый абсурд: 3 бунтарских комедии Бертрана Блие
Режиссёра называют и "подрывателем устоев", и мастером эпатажа, и человеком-праздником. Виртуоз французского авторского кино, наследник лихих 1960-х, Блие всегда найдёт, как изобразить драму жизни так, чтобы она выглядела разудалой комедией, да ещё и заставляла глаза почтенной публики округляться от удивления. Его кинокартины не просто эксцентричны или эпатажны, они проникнуты ощущением абсурдности мира, но в этом ощущении нет тоски или безысходности, как у других его коллег по цеху. Абсурд Блие – весёлый, задорный, жизнерадостный.
С уверенностью можно сказать, что дух искусства режиссёр унаследовал от отца – известного актёра Бернара Блие. В 1939 году, когда родился сын, Блие-старший был как раз на взлёте своей карьеры. Он снимался в шести-семи картинах в год, блистал у передовых режиссёров тех лет (Марселя Карне, Марка Аллегре, Анри-Жоржа Клузо и других). Неудивительно, что и Бертран рано увлёкся искусством. Сперва он писал художественные тексты, а впоследствии захотел воплощать их в визуальные образы.
Путь в кинематограф начался со съёмочных площадок именитых режиссёров, у которых снимался отец - Кристиана-Жака и Жоржа Лотнера. Им молодой человек ассистировал, у них учился мастерству. В 1962 году 23-летний Блие дебютировал с собственной документальной лентой "Гитлер?.. Не знаю такого". Уже в ней было заметно некоторое стремление к провокации: в фильм были включены кадры, изображающие молодых людей на улицах Парижа, которые всего лишь через 20 лет после оккупации не могли идентифицировать личность Гитлера. За этой работой последовали фильмы "Гримаса" (1966) и "Если бы я был шпионом" (1967).Постепенно молодой режиссёр набирал опыт, учился на ошибках, обретал собственный художественный почерк. В 1974 году он снял картину, прославившую его и ставшую одним из самых ярких его произведений, - скандальные "Вальсирующие". Она была невероятно успешна как среди зрителей, так и среди критиков, признавших её этапным произведением 1970-х. В ней впервые заблистали звёзды Жерара Депардье, Патрика Девера, Миу-Миу.
Обретя известность и репутацию "непредсказуемого малого", Блие продолжил регулярно снимать фильмы, обычно – по своим собственным романам и пьесам. Некоторые становились несомненной победой, получали престижные награды: "Приготовьте ваши носовые платки" (1978, Приз общества американских кинокритиков, "Оскар" за лучший иностранный фильм), "Холодные закуски" (1979, "Сезар" за лучший сценарий), "Слишком красива для тебя" (1989, Гран-при в Канне, пять "Сезаров"), "Раз, два, три - замри!" (1993, два "Сезара", призы Венецианского и Стокгольмского фестивалей). Некоторые оставались незамеченными, хотя всегда были выполнены на уровне: "Мужчина моей жизни" (1996), качественный фильм о проститутке с большим сердцем, собрал всего 150.000 зрителей. Некоторые, не получив призов, просто становились событием в истории кино. Так, фильм "Актёры" (2000) собрал рекордное число звёздных имён: практически бессюжетный, он стал данью уважения великим актёрам, встреченным Блие за годы режиссёрства. В числе последних работ мастера: трагикомедии "Сколько ты стоишь?" (2005) с Моникой Беллуччи и Жераром Депардье, "Кусочки льда" (2010) с Жаном Дюжарденом. Хорошие актёры – то, что всегда ценилось Блие.
Более полувека прошло с начала его творческой карьеры. За это время он снял 19 фильмов и написал более 20 сценариев. Сам Блие предпочитает называть себе скорее писателем, нежели кинематографистом. Смеясь, он говорит, что именно желание увидеть свои рассказы на экране заставило его снимать. Так или иначе, его кинороманы – блестящая страница в мировом кинематографе, привносящая в него свежий юмор, улыбку и бунтарский дух. Некоторые фильмы, по словам Блие, более "обуржуазнены", но большинство продолжает намеченную ещё в юности линию. Несомненно, абсолютно все картины режиссёра достойны внимания, однако мы рассмотрим классическую тройку бунтарских комедий Бертрана Блие, которые и привели его к славе.
"Вальсирующие" (1974)
В мягком переводе с французского культовую картину можно назвать "Крутые яйца" или "Похождения чудаков". Снятая под впечатлением от студенческих бунтов 1968 года, она превратилась не просто в фарс о похождениях двух беззаботных бездельников и их общей девушки, а в настоящую экзистенциальную комедию положений. Лихие 60-е: сексуальная революция, антивоенные настроения, свобода нравов, отсутствие принципов – всё это нашло отражение в фильме Бертрана Блие. Конечно, многие были шокированы нонконформистским вызовом и высмеиванием морали со стороны режиссёра. Но во многом его картина была направлена именно на это: будучи "витриной" глубинной жизни общества, она показывала, как изменились идеалы и ценности в современном мире.
[OBJ Официальный трейлер фильма "Вальсирующие" (1974, на французском языке)]
"Приготовьте ваши носовые платки" (1978)
Вторая трагикомедия из сюрреалистично-бунтарской тройки рассказывает о семейной паре: жена постоянно пребывает в депрессиях, и муж решает вернуть её к жизни, найдя ей любовника. Однако и тут не всё так просто: история продолжает развиваться в совершенно неожиданном ключе, и сердце женщины покоряет 13-летний мальчишка. В этой задумке Блие не только эпатажен, но и мудр: призывая добропорядочных буржуа на секунду позабыть о своих консервативных устоях и, смахивая слёзы, "приготовить платочки", режиссёр лелеет надежду на то, что способность сопереживать искусству ещё может спасти мир, а значит, не совсем ещё потерян человек для жизни и любви.
[OBJ Официальный трейлер фильма "Приготовьте ваши носовые платки" (1978, на французском языке)]
"Вечернее платье" (1986)
Бомба Каннского фестиваля 1986 года картина замкнула "бунтарский" цикл режиссёра. В её центре опять оказалось эпатажное трио: супружеская пара, нуждающаяся в деньгах (Миу-Миу и Мишель Блан), и молодой обаятельный вор, прожигатель жизни (Жерар Депардье), находят друг друга в кафе – и пускаются грабить дома, а заодно и образуют любовный треугольник. В фильме повторяется сюжетная конструкция "Вальсирующих", опрокинутая в гомосексуальность. Даже состав актёров тот же, за исключением покончившего с собой Девера. Приключения героев так же на первый взгляд легки и беззаботны, но за ними кроется всё то же разочарование в жизни. Режиссёр остаётся верен себе, изображая самые двусмысленные ситуации с удивительным изяществом, деликатностью и тонким юмором.
[OBJ Официальный трейлер фильма "Вечернее платье" (1986, на французском языке)]
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: