Вадим Абдрашитов:«Буду учить студентов мультфильмами!»
- Вадим Юсупович, каков ваш основной критерий в оценке мультфильмов?
- Всегда единственный критерий – художественно произведение или нет, профессионально ли сделано, трогает ли оно меня, как зрителя, эмоционально. Главное - чтобы я понимал внятность высказывания автора, ощущал какие-то эстетические категории, в которых оно существует.
- Большинство лауреатов конкурса – студенты и дебютанты. Как вам кажется, чего не хватает молодым режиссерам?
- Трудно четко ответить на этот вопрос. Мы все понимаем, что это работы начинающих художников, и, естественно, дебюту свойственны не только достижения, но и ошибки. Но время и опыт здесь работают на художника. Я вижу, что человек пока не до конца овладел темпоритмом или не совсем органично использует музыку, но все это – наживное дело, вопросы профессии.
- Целый пласт опытных авторов, чьи фильмы вызвали шквал эмоций у зала, остался без наград. Неужели их высказывания для вас недостаточно убедительны?
- Я бы не стал драматизировать. Была бы моя воля – я бы всем участникам раздал поощрительные призы или дипломы, потому что я понимаю, насколько это адский труд – делать фильм руками. Но есть определенное положение фестиваля и количество призов. Когда мы смотрели кино, мы не связывали его с молодостью или зрелостью автора – речь шла только о фильмах. Не думаю, что результаты связаны с какой-то недоброкачественностью работы жюри. Причем это мой первый опыт, чтобы среди членов жюри было такое единодушие в оценках.
- Для вас полезен этот опыт в плане преподавания студентам вашей мастерской во ВГИКе?
- Я увидел, что и у начинающего игрового режиссера, и у анимационного проблемы общие. И я хочу попросить записать мне диск с некоторыми мультфильмами, которые я покажу своим студентам на предмет разговора о том, что такое короткий метр, каковы его законы и как нужно рассказывать историю.