Это вам не мультики!
Суздальский «Оскар»
Значимость анимационного фестиваля в Суздале для профессионалов можно сравнить с важностью вручения Премии Академии кинематографических искусств и наук для их американских коллег. Разница в том, что наш «Оскар» длится почти неделю. Да и то, за это время аниматоры едва успевают обсудить все темы, скопившиеся за год.
Где это видано: целый день в программе идут конкурсные показы, прерываясь только на обед и ужин, а ближе к ночи одновременно начинается сразу три мероприятия: обсуждение увиденного, лекция по комиксам и сеанс «Анимация 18+», переходящий в обмен мнениями в кинозале в третьем часу утра.
Причина такой концентрации в том, что аниматоры – не тусовщики. Они целый год сидят безвылазно по студиям, творят свои мультфильмы. Вот парадокс: несмотря на то, что большая часть художников живет в Москве, всем вместе собраться удается только в Суздале.
Для многих Суздаль-фест становится путевкой в жизнь: заметные мультфильмы примечают отборщики международных смотров, а талантливых режиссеров разбирают продюсеры студий.
Как лодку назовешь…
Внимание! Никогда не называйте творения аниматоров пренебрежительным словечком «мультики»! Кропотливая работа мультипликатора сравнима разве что с трудом пластического хирурга. Она требует колоссальной точности и напряжения. Результат - снятые за неделю несколько секунд кино - считается большой удачей. Спустя год случается чудо: фильм длиной в несколько минут, с невероятной концентрацией того длинного монолога, который хотел донести до зрителя автор.
Есть в Суздале комната, уставленная компьютерами с наушниками. Тут можно увидеть любой мультфильм, пропущенный на общем показе в зале. В ней сидела девочка, уставившись в монитор, где шло какое-то размытое серыми красками мрачное кино.
- Ма-ам, а когда мультик начнется?
- А это разве не мультик? - удивлялась ее мама.
И только после появления на экране первых кадров аляповато-яркого сериала ребенок просиял.
- Вот теперь мультики!
Вопреки мнению обывателя, современная авторская анимация – совсем не детское развлечение (не путать с коммерческими сериалами). Ссылки на традиции «Союзмультфильма» неуместны: еще в советские годы на легендарной студии снималось огромное количество вполне взрослого кино – вспомнить хотя бы «Человека в рамке» или «Историю одного преступления» Федора Савельевича Хитрука, больше известного в народе как «папа» Винни-Пуха и Бонифация.
Разные судьбы
«Где увидеть свежие мультфильмы?» – вечный вопрос зрителей. «Где показать свои мультфильмы?» – давнишняя головная боль каждого современного режиссера-аниматора. Некоторое преимущество есть у полнометражных работ – их берут в прокат кинотеатры. Детские сериалы могут пробиться на телевидение, в «Спокойной ночи, малыши», жесткие молодежные – на канал «2X2». Судьба остальных незавидна: несколько показов на московских фестивалях и размещение в интернете – если продюсеры студии лояльно относятся к выкладке их продукта в Сеть.Вот фильмы суздальской программы, которые можно найти на Youtube: «Бум-бум, дочь рыбака» (реж. Иван Максимов), забавный альманах о детстве известных людей «Веселые биографии» - «Во саду ли, в огороде» (реж. А.Туркус), «Таблица» (реж. Д.Куприянов), «История с погребом» (реж. А.Игнатенко) и «Маленький Гай» (реж. Д.Семенов). От режиссера Сергея Меринова – пластилиновая сказка «Терем мухи» и клип группы «Несчастный случай» «Суета сует».
По названию «БезГраницФест» можно выйти на все работы конкурса любительской анимации и его лауреатов: «Обнцбнча: Тетрадки» (реж. Максим Лущик, 1 место по решению жюри) и «История маленького ПИГаса» (реж. Иван Фомин, 1 место зрительского голосования).
В создании кукольных мультфильмов один из самых важных этапов – создание персонажей и декораций. Известный кукольный мастер Игорь Хилов рассказал, как проходила работа над «Привередливой мышкой», только что выпущенной «Союзмультфильмом» для самых маленьких зрителей.
Глядя на ладную фигурку мышки, никогда не подумаешь, что внутри ее – крепкая металлическая основа, и все подвижные части держатся на шарнирах и пружинках. Бровки у мышки помогают передавать целую гамму эмоций и сделаны из крошечных, но мощных магнитов. С их помощью брови могут менять положение и не отлетят в процессе съемки. Для экономии пространства в съемочном павильоне некоторые декорации «намотаны» на огромные барабаны: мышка бежит по лесной тропинке, барабан крутится, дорога удлиняется до бесконечности. Из-за сложного движения персонажей в этом фильме аниматоры пошли на необычный шаг: снимать 25 кадров в секунду, а не 12, как это обычно делается. Специальные подвески помогают добиться легкости и воздушности движения мышки. Перед началом съемки каждой сцены оператор с секундомером просчитывает ее время. Со стороны может показаться, что взрослые люди просто дурачатся, играя в куклы. На самом деле их работа требует математической точности: уложить всю историю в отведенные 13 минут – задача непростая.
МУЛЬТЦИФРЫ
Ежегодно на фестивале в Суздале составляется профессиональный рейтинг мультфильмов, представленных в конкурсе. Участвовать в голосовании имеют право все гости фестиваля – режиссеры, художники, киноведы, продюсеры. Лидер профессионального рейтинга автоматически становится президентом фестиваля сроком на один год.
1 место - «МОЙ ЛИЧНЫЙ ЛОСЬ» (реж. Леонид Шмельков), 191 голос
Выходные мальчик Миша проводит вместе со своим папой. Заветная мечта Миши – повстречать настоящего лося. К этой мечте он идет всю свою жизнь. Рисованный фильм об отношениях мальчика с отцом и собственным возрастом снят в современной стилистике, органично совместив иронию и драматичность ситуации. Известно, что в рассказанной молодым режиссером истории немалую роль сыграли его личные детские переживания. Этот авторский дебют стал единственным российским мультфильмом на недавно прошедшем кинофестивале «Берлинале» и получил спецприз жюри.
2-3 место - «МУЖЧИНА ВСТРЕЧАЕТ ЖЕНЩИНУ» (реж. Дмитрий Геллер), 140 голосов
Один из самых сильных, запоминающихся и обсуждаемых фильмов фестиваля, в котором страстная любовь и желание властвовать над нею соседствует с черным юмором.
- Заявку на это кино мы подавали еще в 2010-м году, и с тех пор посмотрели больше 150 фильмов в жанре нуар, - говорит режиссер. – Конечно, я не жил в то время, о котором идет речь в кино, но мне оно нравится. Однажды я услышал рассказ человека, чей отец сидел в лагере и оставил свои записи с рисунками. И захотелось, чтобы наш фильм строился на таких же картинках о жизни. Еще я вспомнил плакаты-агитки о гражданской обороне – в детстве они наводили на меня страх, что может случиться атомная война. Наверное, эти мои страхи тоже воплотились в кино.
2-3 место - «БРУТ» (реж. Светлана Филиппова), 140 голосов
Перед показом в кинозале режиссер попросила зрителей не отвлекаться на мобильные телефоны – в фильме важна каждая секунда и каждый кадр. Рисованная углем 12-минутная миниатюра, пронизанная тревогой и болью, снята по мотивам рассказа чешского писателя Людвика Ашкенази «Брут». Овчарка Брут и ее хозяйка. Будничный и равнодушный приказ «всем лицам неарийского происхождения сдать своих домашних животных»… В начале и конце фильма – редкая документальная хроника сороковых годов.
4 место - «СМЕЛАЯ МАМА» (реж. Александра Лукина), 125 голосов
Если ваш ребенок просит показать ему мультфильм одновременно смешной и страшный, без раздумий включайте ему «Смелую маму», снятую по сценарию современного сказочника Сергея Седова.
- Когда я прочитала сказку и дошла до слов крысы: «Насчет сыночка я погорячилась. Лучше бы я сыра взяла, пошехонского» - эта фраза меня очаровала, - признается режиссер. – И я тоже крыс боюсь, как мама в этой истории.
Справедливости ради надо сказать, что крыса в кино получилась вполне обаятельной.
5 место - «НЕСУРАЗЬ» (реж. Анна Романова), 90 голосов
Анимационное роуд-муви в пять минут длиной, за которые раздраженная жизнью черепашка понимает, что оказаться в мире, где ты один, действительно страшно. В этом мультфильме все – сплошная несуразь: медведь-панда, читающий Гамлета, крошки-улитки, взывающие к черепахе: «Возьми нас с собой в светлую даль», необычное озвучивание персонажей, похожее на закадровый дубляж западного кино на видеокассетах. Такая несуразь необычайно трогательна и прекрасна.
МУЛЬТНОВОСТИ
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ЮРИЯ НОРШТЕЙНА
24 апреля в Большом зале Центрального дома литераторов пройдет творческий вечер «Мультипликация – письмо самому себе» автора знаменитых мультфильмов «Сказка сказок» и «Ёжик в тумане».
- Делать кино – это писать себе письмо, которое ты получишь после титра «Конец фильма», - уверяет Норштейн.
«Из чего растёт фантазия?», «Что такое искусство?» – на эти и другие вопросы мэтр ответит с присущей ему мудростью и рассудительностью.
АНИМАЦИОННЫЙ ХОККЕЙ В ИЗМАЙЛОВО
В Малом выставочном зале музея-усадьбы «Измайлово продолжает работу выставка «Шайбу! Шайбу!», приуроченная к 100-летию классика советской анимации Бориса Дежкина и посвященная 50-летию легендарного мультфильма. Уникальные экспонаты предоставлены Государственным центральным музеем кино. Эскизы к первому зимнему спортивному мультфильму Дежкина «Снежные дорожки» (1963г.), фильмам «Шайбу! Шайбу!» (1964г.) и «Матч-реванш» (1968г.), книги, основанные на мультсюжетах, раритетные открытки с узнаваемыми персонажами команд «Метеор» и «Вымпел». Посетителям с детьми будет интересно изучить принцип действия праксиноскопа – аппарата, ставшего родоначальником современной анимации.Выставка продлится до 21 апреля 2014 года.
НАШИ – ВО ФРАНЦИИ!
С 9 по 14 июня в Анси пройдет самый значимый и престижный в Европе Международный фестиваль анимации. Единственный российский мультфильм, попавший в конкурсную программу, - «Брут» Светланы Филипповой. Всего в программе - 55 короткометражек.
Вне конкурса представлены еще две работы отечественных режиссеров – потрясающе смешной и динамичный «Алдар и серый волк» Рима Шарафутдинова и «Бум-бум, дочь рыбака» Ивана Максимова, недавно завоевавший Гран-при на фестивале в финском Тампере.