Каждое появление Александра Ленькова на экране придавало фильму особую достоверность, надолго оставалось в памяти зрителей / Фото: РИА Новости

Александр Леньков: «Жизнь пролетает быстро. В ней многое непонятно, и хорошо, что непонятно»

Развлечения
В понедельник, 21 апреля, в Москве на 71-м году жизни скончался народный артист России Александр Леньков. Похоронят актера на Троекуровском кладбище, сообщила заместитель художественного руководителя театра Моссовета по связям с общественностью Татьяна Горина.

Нет маленьких ролей - есть маленькие актеры. Эти слова вполне можно отнести и к народному артисту России Александру Сергеевичу Ленькову. Каждое его появление на экране, даже в небольшом эпизоде, придавало фильму особую достоверность, надолго оставалось в памяти зрителей.

Что, казалось бы, за роль досталась ему в «Зимней вишне» режиссера Масленникова? И появлений в кадре раз-два и обчелся, и слов-то почти нет, а без его наивного, доверчивого Вениамина этот фильм и представить невозможно.

Небольшой эпизод, где персонаж Ленькова приходит к героине Елены Сафоновой, чтобы обрести, наконец, семейное счастье, - один из самых смешных, трогательных и по-человечески теплых. И таких «сюжетообразующих», хоть и небольших, ролей в послужном списке актера немало. О таких ролях он мечтал, о них он тосковал в последние годы.

- Не стало кино для взрослых, - часто сокрушался Александр Леньков. - Много развлекательных лент, есть и хорошие, но хочется не поржать, а всплакнуть или хотя бы задуматься. Ржать надоело. Хочется такого кино, какое снимали раньше на киностудии «Ленфильм». Это были семейные истории, например, «Дневной поезд» с прекрасной Ритой Тереховой и Валентином Гафтом. Или «Монолог» опять же с Тереховой, Глузским и Мариной Нееловой...

Леньков придавал большое значение возрождению производства детских и юношеских фильмов, и это не случайно, ведь он сам много и успешно снимался в фильмах для детей. Маленькие зрители наверняка помнят его в роли отца Дениски Кораблева из фильма «По секрету всему свету». Голосом Ленькова заговорили по-русски многие мультяшные герои: волшебник Мерлин из «Шрека», Чип и Дейл, Пятачок из диснеевской версии «Винни-Пуха» и другие.

- Дети должны пройти школу доброго кино, - утверждал актер. - А что такое доброе кино? Это не фантазии про человека-паука, а реальная история, например, про мою школу, про меня, про то, как мой приятель поступил правильно, а это не оценили. И учительница, может быть, неправильно поступила. Чтобы пятиклассники, сидя в зале, волновались, переживали, сопереживали героям фильма.

Александр Леньков был бесконечно предан своей профессии. На нем держался репертуар театра Моссовета, в котором он проработал всю жизнь.

- Я себе в юности не очень нравился, - признавался актер. - Все эти комедии - «Ключи от неба» и так далее - ходит такой милый мальчик… Я с ним все время боролся. С возрастом я себе стал нравиться больше. У меня появились более интересные роли, и Шекспир, и Островский, и Теннеси Уильямс.

Он много играл в антрепризных спектаклях, сам ставил как режиссер, и не только спектакли, но и цирковые номера. Занимался озвучанием, дублировал фильмы, преподавал во ВГИКе. И снимался, снимался, снимался.

- А иначе я не представляю актерскую жизнь, - признавался актер. - Что же сидеть и ждать какого-то восхитительного предложения от гениального режиссера? Жизнь пролетает быстро. В ней многое непонятно, и хорошо, что непонятно. А когда все ясно, как на транспаранте, то скучно. Мне такие фильмы, такие книжки неинтересны.

Последним спектаклем, который Александр Леньков сыграл на сцене театра Моссовета, была постановка «Свадьба Кречинского». «ВМ» связалась с Евгений Стебловым, который также участвует в спектакле и проработал с Александром больше 40 лет.

– Евгений Юрьевич, Вы много лет рука об руку трудились в театре Моссовета с Александром Леньковым…

– Мы были вместе в театре больше 40 лет – целая жизнь! Сегодня с утра на меня посыпался целый град звонков. Берут интервью, комментарии... А я до сих пор не могу осознать то, что Саши больше нет… У меня с ним были очень добрые отношения. Несмотря на то, что по стилистике мы разные артисты, мы все равно находили с ним общие точки соприкосновения и достаточно легко сотрудничали. К сожалению, наш последний совместный спектакль «Свадьба Кречинского» из-за Сашиной болезни приостановился. Мы все надеялись на лучшее, ждали его выхода из больницы. Теперь спектакль, наверное, будет исполняться уже с другим исполнителем (далее).

Наталья Варлей снималась вместе с Александром Леньковым в главных ролях в фильме «Соло для слона с оркестром». Мы позвонили ей, чтобы узнать, каково было работать рядом с Александром Сергеевичем.

– Вы меня так огорчили новостью… Скорблю, потому что для меня это потрясение. Для меня Саша всегда молодой, хотя я понимала, что он в возрасте, полный творческих сил. Для меня это совершенно невероятная потеря, потому что мы с ним снимались в цирковой картине. Я учила его подниматься под купол цирка, снимала ему стрессы. Он замечательный актер, отличный друг, педагог, чудный семьянин (далее).

Татьяна Догилева, народная артистка России, играла с Александром Леньковым в спектакле «Безобразная Эльза»:

– Это огромная потеря и для театра, и для зрителей, и для всех людей, кто его знал, потому что он был совершенно очаровательным человеком – мягким, добрым, дружелюбным, всегда готовым помочь. И главное – он таким оставался всю жизнь. Я несколько раз с ним работала. Впервые мы встретились 30 лет назад, когда я была молодой артисткой, в телеспектакле «Безобразная Эльза», мы играли влюбленных. Потом вместе работали в спектаклях «Егор Булычев и другие» и «Двенадцатая ночь, или все равно что» (далее).

Лев Дуров, снимался с Александром Леньковым в картине «Отроки во Вселенной»:

- Знаете ли вы, что Александр Леньков одно время был законодателем мод? Он блистательно шил джинсы. Это в 1970-х была большая редкость. Причем он шил их оригинально, у него был свой крой (далее...).

amp-next-page separator