110 лет великого безумия: миры Сальвадора Дали

Развлечения
110 лет назад, 11 мая 1904 года, в Фигерасе родился Сальвадор Дали - самопровозглашённый гений сюрреализма и самый эпатажный художник ХХ века. Всю "сознательную" жизнь творца его сопровождали безумие, романтика, мистика, скандалы и сенсации.

Дали сам сотворил свою легенду. Он буквально сходил с ума от любви к самому себе, писал автобиографии, издавал свои дневники, посвящал себе рассказы и стихи. Это только сгустило туман вокруг его жизни. Сейчас почти невозможно отличить ложь от правды, а эпатаж - от чрезмерной искренности. Можно установить некоторые факты жизни Дали, но разрушить сказку, созданную художником, вряд ли получится. К тому же известно, что лучшая ложь та, что основана на правде. "У меня был девиз - главное, пусть о Дали говорят! В крайнем случае, пусть говорят хорошо", - писал он в своей автобиографии.

Дали появился на свет в семье зажиточного нотариуса, который и назвал сына Сальвадором, что означает "Спаситель". Когда мальчику исполнилось пять лет, родители сказали сыну, что он является реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита за год до его рождения. С тех пор мальчик чувствовал свою связь с "тем миром", и из-за этого был совершенно неуправляемым. Он истериками, капризами и симуляциями пытался привлечь внимание окружающих. Конечно, с таким характером у него было немного друзей, а одноклассники в основном издевались над чудаковатым Сальвадором, дразнили его и засовывали ему за шиворот кузнечиков, которых тот боялся до истерики.

Неожиданной радостью для Дали стало рождение младшей сестрёнки Аны Марии, которая стала для него и другом, и практически заменила беспомощному и непрактичному художнику мать. До появления Галы она была единственной женской моделью для его картин.

Комната «Лицо Мэй Уэст». Музей Сальвадора Дали в Фигерасе / Фото: «Вечерняя Москва»

"Женская фигура у окна" (1925)

Талант к живописи у Дали проявился в юном возрасте. В четыре года он начал пытаться рисовать, а в шесть в нём проснулась жажда власти. Однажды родители подарили сыну костюм короля, в котором Сальвадор расхаживал с огромным удовольствием. К тому же это служило ещё одним подтверждением его исключительности. Первую картину Дали нарисовал в 10 лет. Этот небольшой импрессионистский пейзажик убедил родителей, что их наследник исключительно талантлив, поэтому они оборудовали одну прачечных под мастерскую Сальвадора.

В 14 лет в муниципальном театре Фигераса прошла его первая персональная выставка. Юноша же продолжал искать свой собственный стиль. В шестнадцать лет Сальвадор начал писать рассказы и очерки о великих художниках. В 17 лет он стаk студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, с товарищей по учёбе он так и не научился находить. Дали считал себя на голову выше каждого из соучеников, поэтому вместо студенческих гуляний он предпочитал проводить время в своей мастерской, в полном одиночестве. В отличии от школы, студенты Академии искали повод, чтобы подружиться с талантливым сокурсником, а его заносчивость и высокое самомнение не были чем-то отталкивающим в среде студентов-художников. В конце концов частые похвалы заставили Сальвадора оттаять и даже присоединиться к влиятельной группе молодых испанских интеллектуалов, среди которых были будущий кинорежиссер Луис Бунюэль и поэт Федерико Гарсия Лорка.

Созданные Дали и Бунюэлем фильмы "Андалузский пёс" и "Золотой век" до сих пор остаются непревзойдёнными шедеврами киносюрреализма. После скандального успеха этих лент Дали ещё не раз приобщался к кинематографу. В 1945 году вместе с Уолтом Диснеем он начал работу над мультфильмом "Дестино", однако из-за финансовых проблем реализация проекта была отложена на неопределённый срок - конечный результат зрители увидели лишь в 2003 году.

Художник также работал совместно с Альфредом Хичкоком над фильмом "Завороженный" (Spellbound), оформив незабываемую сцену сна главного героя.

В одиночку Дали завершил только один фильм - "Впечатления от верхней Монголии»" (1975), в котором он рассказал историю экспедиции, отправившейся на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд картины состоял из увеличенных микроскопических пятен мочевой кислоты на латунной полоске.

В середине 1920-х Дали продолжал эксперименты с кубизмом и дадаизмом, его персональные выставки пользовались огромным успехом. Самоуверенность художника привела к тому, что его отчислили из академии, однако это ничуть не смутило молодого художника. В это же время он познакомился с Пабло Пикассо, которого называл своим вторым отцом и даже некоторое время брал у него уроки живописи.

Фото: Artpages.org

Портрет Пабло Пикассо

Личная жизнь художника была весьма насыщенной... но только в его воображении. С детства он придумывал девочек, девушек и женщин и страстно влюблялся в них. Так продолжалось до 1929 года, до его встречи с Галой Элюар. Несмотря на то, что она была замужем, привыкла к обеспеченной жизни и была старше Сальвадора на десять лет, после первой встречи они уже не расставались. Она опекала художника, как мать, взяв все заботы на себя, а ему дав свободу творить. А он в ответ создал культ Галы, который временами доходил до почти божественного поклонения.

Фото: Arthistory.ru

"Атомная Леда" (1949)

За свою жизнь Дали успел побывать художником, ювелиром, оформителем витрин, декоратором, фоторепортером, но при этом всегда оставался Дали. Художники того времени считали его балаганным шутом, который привлекает внимание к своим работам не художественной красотой, не новым словом в искусстве, а своим поведением. А он создавал свои работы, соединяя традиционную живопись с сюрреалистическими образами. Дали был буквально без ума от сладостей (в этом можно убедиться, посмотрев эксцентричную рекламу шоколада "Lanvin") - когда художнику предложили разработать логотип "Чупа-Чупс", он потребовал у компании по коробке леденцов на каждый день, а денег не взял. Надо сказать, такое поведение было для Дали нетипичным – он любил выставлять напоказ свою любовь к деньгам и даже составил из своего имени анаграмму Avidadollars. Поскольку такое количество леденцов художнику съесть было не под силу, он придумал очередной перформанс - приходил на детскую площадку, облизывал "Чупа-Чупсы" и кидал их в песок.

"Я один из великих клоунов своего века. Я написал книги, и никто — даже я сам — никогда не поймет, серьезные они или бредовые. Вещи, которые я считаю пустяковыми шутками, розыгрышами, придуманными ради смеха, часто становятся поводом для самых серьезных и трагических размышлений. И наоборот, произведения, над которыми я работал долго и старательно, воспринимаются как детский розыгрыш, не представляющий никакой ценности", - писал он.

Дали-художник умер со смертью Галы. Он не смог появиться на похоронах, зайдя в склеп только через несколько часов. Сальвадор блуждал по дому, ничего не рисовал, бормотал несвязные фразы о счастье и о том, как красива была Гала. Его здоровье ухудшалось по мере того, как росла его популярность. Художник совершенно перестал появляться на людях, в то время, как за картины его кисти бились на аукционах коллекционеры. 23 января 1989 года он скончался от сердечной недостаточности. Мастер завещал захоронить его тело так, что бы по нему могли ходить люди. Согласно завещанию, он был замурован в полу своего дома-музея в Фигерасе.

Фото: wikipedia.org

"Пусть наш внутренний огонь всегда горит в полную силу, доводя до белого каления правила и уставы и изменяя их! Пусть наша внутренняя реальность окажется настолько сильной, что сможет прогнуть под себя реальность внешнюю! И да будут наши страсти неутолимыми, но пусть наша жажда жизни станет еще более неутолимой, чтобы эти страсти поглотить!"

amp-next-page separator