Каннский кинофестиваль. 83 года, 24 ступени и 3D
Из 73 режиссеров в официальной программе участвуют 16 женщин, и две из них – в основном конкурсе, это итальянка Аличе Рорвакер и Наоми Кавасе из Японии. Как в итальянских «Чудесах», так и в японских «Тихих водах» рассказаны семейные истории, а главными героями являются подростки в поисках собственного «я». В обоих фильмах большую роль играет пейзаж: в фильме Рорвакер туристический лоск итальянских красот намеренно затушеван, а у Наоми Кавасе океан и вековые деревья становятся настоящими действующими лицами в истории.
Семейная история мирового кино – творчество братьев Дарденн, уже дважды получивших Золотую пальмовую ветку. В своих простых историях они, как правило, снимают «своих» же актеров, дебютантов или даже непрофессионалов. Но в этот раз отступили от традиции и пригласили Марион Котийяр, обладательницу Оскара и героиню рекламных кампаний. Здесь она играет женщину, которой нужно уговорить своих коллег отказаться от премии в тысячу евро, ради того, чтобы ее не уволили с работы. В джинсах и майке, с небрежным хвостиком, глотая на ходу транквилизаторы, Сандра разбирается не столько с материальными проблемами, столько с самой собой, а мудрые братья-режиссеры в финале своей очередной притчи дарят героине возможность почувствовать себя счастливой. В отличие от Дарденнов, которые понравились, кажется, всем, фильм оскаровского лауреата Мишеля Хазанавичюса «Поиск» о спасении подростка в чеченской войне был встречен весьма критично. Это был не первый фильм, который освистали на пресс-показе, но один из первых, который освистали довольно громко.
То, что деление кино на женское и мужское, взрослое и детское, мейнстрим и артхаус, реализм и мистику на самом деле является условным, продемонстрировал фильм Жана-Люка Годара «Прощание с языком», снятый в 3D. Хотя обычно фильмы живых классиков показывают в Каннах вне конкурса, 83-летний Годар в этом году участвует в соревновании наравне с другими. Возможности техники 3D все больше привлекают режиссеров: очки перед показами в зале Люмьер стали раздавать уже несколько лет назад, правда, на специальных показах или премьерах: мультфильма «Вверх!» или очередной серии «Пиратов Карибского моря». В конкурс 3D впервые попал четыре года назад, это был фильм «Самурай» Такаши Миике. Годар с удовольствием играет возможностями изображения, прощаясь с языком старого кино – или скорее, открывая заново возможности изображения, шрифта, звука, демонстрируя не столько визуальный, сколько смысловой объем. Но на премьеру своего фильма режиссер не приехал, отменили и пресс-конференцию. Вместо этого на сайте фестиваля появилось его видео-обращение, еще один шедевр мастера, где Годар объясняет, почему в этом году он решил не проходить 24 ступени каннской лестницы.
Фотогалерею с Каннского кинофестиваля-2014 читайте здесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Каннский кинофестиваль-2014 - новые сюрпризы
Пока весь кинематографический мир строит предположения по поводу победителя нынешнего киносмотра, в самих Каннах кипят нешуточные страсти - интрига набирает обороты.
23 мая - последний день Каннского кинофестиваля 2014 года. Именно 23 мая гости французского берега увидят берег северный - свежую картину Андрея Звягинцева "Левиафан", на которую российский киномир возлагает большие надежды.
Но, пока мэтры киноиндустрии ещё не посмотрели переложение библейской притчи по Звягинцеву, на фестивале вновь сменился прогнозируемый лидер. Теперь это картина ежегодных фаворитов Канн - братьев Дарденн - "Два дня, одна ночь", которая получила многочисленные восторженные отзывы после первого же показа. (читайте далее)