Новый «Тихий Дон» снимут к юбилею Шолохова
Без сомнения, дело это рисковое. Классическая экранизация знаменитого шолоховского романа Сергея Герасимова с великолепными Петром Глебовым и Элиной Быстрицкой в главных ролях тему с «Тихим Доном», по большому счету, закрыла. Так что у Урсуляка осталось два выхода: или удивить всех «картинкой», или новым прочтением романа. Третий путь — неожиданный выбор актеров (так, например, поступил Сергей Бондарчук, взявший на роль Григория Мелехова британца Руперта Эверетта), но с этим пока царит полная неразбериха: до кастинга артистов, которым предстоит сыграть Григория и Аксинью, Сергей Урсуляк еще не добрался.
— Пока идет подготовительный период, а начало съемок сдвинулось на начало июня, — делится с «ВМ» Сергей. — Сам процесс будет продолжаться практически целый год, правда с перерывами: это большая история и многосезонная, поэтому у нас будет летний съемочный период, осенний и зимний. Премьеру же мы хотим приурочить к 110-летнему юбилею Михаила Шолохова. Сейчас уже завершено большое строительство в станице Вешенской, вернее рядом с ней. На берегу Дона установлены большие декорации.
- Новые персонажи, сюжетные линии вы планируете? Или ваш «Тихий Дон» будет эдакой хрестоматийной экранизацией?
- Мы будем придерживаться сюжета.
Другой разговор, что роман огромен, и войти все в фильм просто не может. Поэтому мы в первую очередь сосредоточимся на семье и на герое — Григории Мелехове, а также всем, что с ним связано.
- В прошлом году Министерство культуры обещало поддержать четыре телепроекта: «Декабристы» Никиты Высоцкого, «В августе 44-го» Михаила Хлебородова, «Бесы» Владимира Хотиненко и ваш «Тихий Дон». Все они, во-первых, исторические, а во-вторых, в их основе — известные произведения. Как думаете, это тенденция?
- Есть вещи, проверенные временем и имеющие при этом государственное значение.
Вполне естественно, что Министерство культуры уделяет внимание именно им. Мне кажется, это нормальная тенденция. Важно, впрочем, чтобы деньги попадали к людям неравнодушным, которым не все равно, что снимать.
СПРАВКА
Сергей Урсуляк — российский режиссер, сценарист, актер.
Окончил актерское отделение Театрального училища имени Щукина, а затем — Высшие режиссерские курсы. В 1995 году дебютировал как режиссер игрового кино. Известность ему принесли сериалы «Исаев», «Ликвидация» и «Жизнь и судьба». Два последних были удостоены премии «Ника».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Эллина Быстрицкая, актриса, сыгравшая Аксинью в экранизации «Тихого Дона» 1957 года:
- В 60-х годах, когда Сергей Бондарчук заявил, что собирается снимать новый «Тихий Дон», меня спросили, как я к этому отношусь. И я ответила, что это очень сложная работа, и пожелала Бондарчуку сил и таланта. Расстраивает ли меня, что теперь за эту тему взялись снова? Вовсе нет! Мне интересно посмотреть, что из этого получится, ведь с нашего «Тихого Дона» прошло более полувека, поменялось время, люди... Урсуляк — талантливый режиссер. Думаю, что начинать ему нужно с изучения традиций, быта и характера казаков. Хотя, я думаю, он сам знает, что делать. Единственное, что меня пугает, — это многосерийный формат картины. Глядя на другие подобные произведения, я вижу, что актеры часто привносят в роли что-то свое, а здесь нужно воплощение имеющихся образов. Ведь у Шолохова даже запахи чувствуются...
Во время войны я была в станице Облезкой. Тогда я поняла, что такое казачья жизнь, мне она понравилась. Нонна Мордюкова как-то сказала, что если бы она пробовалась на роль Аксиньи, то от Быстрицкой осталось бы «мокрое место». Я не могу произнести подобное в чей-либо адрес.
У меня иное отношение к людям и профессии. Поэтому рассуждать о том, кто из молодых актрис лучше всего подошел бы на роль Аксиньи, я не берусь. Я не представляю, чтобы Эмма Цесарская, сыгравшая в 1930 го ду Аксинью в картине Ивана Правова, могла указать, кому играть в будущем ее героиню. Так что я просто пожелаю Урсуляку здоровья и терпения. Он один из ведущих и профессиональных режиссеров!