Директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов.  / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Кирилл Разлогов: «Золотая пальмовая ветвь» для «Левиафана» маловероятна

Развлечения
В 21.00 по московскому времени в Каннах начнётся торжественная церемония объявления лауреатов. О том, какие шансы на победу есть у российского фильма "Левиафан", "Вечерняя Москва" поговорила с ведущим российским киноведом, культурологом и директором Российского института культурологии Кириллом Эмильевичем Разлоговым.

- Вы сейчас в Каннах - приходят сообщения, что западные СМИ активно прочат победу нашей ленте, а какие шансы у "Левиафана" на Ваш взгляд?

- Да, западные СМИ немножко прочат. В первую очередь англичане, причём по соображениям, скорее, политическим, чем художественным. Тем не менее, мне кажется, что "Золотая пальмовая ветвь" для "Левиафана" маловероятна. Скорее всего, фильм получит "Гран-при жюри" или приз за режиссуру, но какая-то премия точно у него будет. Картина была воспринята вполне благожелательно, но без восторга. Надо сказать, что наибольшее разделение произошло между нашими критиками, для которых эта проблема актуальна. Соответственно, зарубежные критики отнеслись к этому более ровно. Просто для них проблема, которая оказалась для наших основной (как это будет сочетаться с цензурными законами, которые приняла Госдума), - это абсолютно второстепенная вещь. А для нас как раз-таки главное - что будет делать продюсер, когда будет выпускать эту картину кастрированной на российские экраны кино и телевидения. Но это, как вы догадываетесь, в международном масштабе - малая толика.

- А как восприняли картину?

- Её не восприняли, как отчётливо антиправительственную или что-то подобное, как могло бы быть, если бы эта картина касалась бы какого-нибудь острого момента вроде тех же Pussy Riot. Её восприняли, как нормальное размышление в духе соцреализма, а соцреализм сейчас очень моден, с лёгкими элементами такого, я бы сказал, библейского истолкования. Как всегда, основное достоинство картины - это стремление автора к совершенству. Поэтому, собственно говоря, все его картины и попадают на международные кинофестивали. Но здесь также добавляется более острая политическая актуальность. Даже по сравнению с "Еленой", в которой актуальность была, скорее, социальная, чем политическая. Я не уверен, что эта черта будет решающей при присуждении приза, но надеюсь, что какую-то награду картина получит - она этого заслуживает.

- Многие, в особенности западные, СМИ делают в статьях упор на то, что в картине очень много алкоголя и герой не переставая пьёт... 

- Дело в том, что это - одна из базовых черт национальной культурной традиции. По этому поводу есть несколько картин, последнее время выходивших на экраны. Самая острая из них - документальная лента "Зелёный змей" и наша картина "Русская зима". Поэтому тут особого открытия нет. Во всех фильмах Паши Лунгина пьют до бесконечности... Так что это, опять-таки, актуально для нас, потому что всё яснее проявляется тенденция всё это запретить, равно как и нецензурную лексику. А вообще, в принципе, это вполне соответствует реальному образу жизни, и я не уверен, что это такая уж черта, которая абсолютно шокирует западную аудиторию, хотя там тоже пьют много, но по-другому. Известно же, что во Франции пьют больше, чем в России, но другие напитки с другим градусом и, скажем так, с другой культурой питья. В фильме же представлена наша культура питья. И здесь автор, к сожалению или к счастью, следует реальности жизни.

- В кулуарах ходят слухи, что приз за лучшую мужскую роль могут отдать Алексею Серебрякову.

- Это совсем трудно сказать. Во-первых, потому что есть блестящая работа английского актёра Тимоти Сполла в роли художника Уильяма Тёрнера и несколько других очень сильных актёрских работ. Поэтому жюри, скорее всего, будет смотреть, раздавать ли призы по такому критерию - получила ли эта картина уже другую награду, а если получила, то стоит ли ей давать две. Обычно не любят давать два приза одновременно. Я могу ошибиться - всё это только решение жюри, но, если, скажем, картина Звягинцева получает приз за режиссуру главный или специальный приз жюри, то шанс, что оттуда же получит актёр, соответствующим образом уменьшается. Хотя был прецедент, когда Дэвид Кроненберг в своё время отдал все возможные призы одной картине, потому что она ему очень понравилась. Что сделает Джейн Кэмпион - сказать трудно! (Смеётся)

- Вам лично "Левиафан" понравился?

- Это, безусловно, очень интересная картина. Мне точно нужно посмотреть её ещё раз, чтобы понять, что и как там скрепляется, но она вполне достойна своего автора и своего времени.  

 - Остаётся дождаться осени и посмотреть, как она будет выглядеть в отцензурированном виде.

- Да... Я очень надеюсь, что сейчас Роднянский (Александр Роднянский - продюсер фильма "Левиафан" - прим. Авт.) покажет её на "Кинотавре" без цензурных вмешательств. Не знаю, дадут ему это сделать или нет, но попробовать он, наверное, попробует. И будет, безусловно, прав в этом смысле.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Каннский кинофестиваль 2014. "Левиафану" Звягинцева прочат победу и СМИ, и звёзды 

Показ фильма «Левиафан» в последний день основной конкурсной программы завершился аплодисментами.

Вчерашний показ "Левиафана" в Каннах оказался более чем успешным для Андрея Звягинцева. Ранее ленту показали журналистам, после чего многие западные СМИ бросились наперебой расхваливать новую российскую картину. После показа в рамках конкурса произошло приблизительно тоже самое, только на этот раз ленту расхваливают уже звёздные гости фестиваля.

- Сейчас это главный кинозал Европы, и энергия, которая здесь собирается, она заражает, меня переполняют эмоции, - заявил Звягинцев после показа.

Английская газета The Guardian в своей рецензии объявила картину «новым русским шедевром» и одним из главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь:

- Смесь Гоббса, Чехова и Библии, полная поразительных образов и великолепной гармонии, - пишет издание. - Трезвая и неотразимая трагическая драма о коррупции и запугивании в современной России.

Ирландское издание The Irish Times, отмечает интенсивность пьянства на экране, «феноменальную даже для ирландской аудитории», и признает Звягинцева «одним из истинных художников нашей эпохи». Фильм также назван одним из ключевых претендентов на главную фестивальную награду. (читайте далее)

Режиссер Андрей Звягинцев: «У меня нет никаких табу!»

Новый фильм Андрея Звягинцева - «Левиафан» - был показан на закрывшимся в минувшую пятницу Каннском кинофестивале.Почему именно Звягинцев? Тут все очевидно. Количество снимаемых в Росии фильмов может впечатлить кого угодно. Между тем, спроси у западного киномана, кого из наших современных режиссеров он знает, и в ответ услышишь дай бог фамилии три. Никита Михалков, конечно же. Александр Сокуров, безусловно. И - он, Андрей Звягинцев, уже несколько лет будоражащий зрителей то своими кинопритчами «Искушение» и «Возвращение», то остросоциальной «Еленой, и неизменно получающий разнообразные призы и похвалу критиков.

«Золотой Орел», «Ника», «Золотая пальмовая ветвь», Приз Луиджи де Лаурентиса - все это уже есть в копилке режиссера.На этот же раз в Канны прибыл его «Левиафан», который для кого-то так и останется просто «историей из жизни», а для кого-то наверняка станет чем-то сродни откровению. Ведь в основе фильма - ни много, ни мало - лежит отсыл к знаменитому библейскому сюжету про Иова, у которого, как известно, было семь сыновей и три дочери, да и просто счастливая семья. Но - ровно до тех пор, пока этому счастью не позавидовал Сатана, перед лицом Бога ставший утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью. А с потерей его исчезнет и все его благочестие. (читайте далее)

amp-next-page separator