Итоги Каннского кинофестиваля-2014: «Золотую пальмовую ветвь» получил режиссёр из Турции, а «Левиафану» достался приз за лучший сценарий
Надежды российских зрителей и поклонников творчества Андрея Звягинцева разбились о берега Новой Зеландии, вернее, представительницы этой вечнозелёной земли, Джейн Кэмпион, которая возглавляла Каннское жюри этого года.
"Золотая пальмовая ветвь" весьма неожиданно досталась "отставшей" от основных фаворитов картине турецкого режиссера Нури Бильге Дежейлана "Зимняя спячка". Награду ему вручили Ума Турман и Квентин Тарантино.
«Это огромный сюрприз для меня, я не ожидал такого решения. Не знаю, что сказать. В этом году мы празднуем 100-летие турецкого кинематографа, и это поистине счастливое совпадение. Благодарю Каннский фестиваль за поддержку нашего проекта. Спасибо Тьери Фремо и Жилю Жакобу за то, что пригласили в программу наш фильм, такой длинный фильм. Спасибо жюри. Я посвящаю свою награду турецкой молодежи, в том числе тем из них, которые ушли из жизни в этом году. Большое спасибо», - сказал Нури Бильге Джейлан.
Андрею Звягинцеву со товарищи достался "утешительный" приз за лучший сценарий.
Кстати, Звягинцев второй раз участвует в конкурсе Каннского фестиваля, и снова получает награду. В 2007 году в Канне был представлен фильм «Изгнание» и актер Константин Лавроненко получил приз за лучшую мужскую роль.
Не повезло и Алексею Серебрякову, которому прочили награду за лучшую мужскую роль, - её у него утянул хорошо знакомый российскому зрителю британец Тимоти Сполл - он сыграл в фильме Майка Ли "Уильям Тёрнер" - прогноз Кирилла Разлогова для "ВМ" оказался верен. (подробнее читайте здесь)
Ещё одной серьёзной неожиданностью стало награждение лучшей актрисы. Вопреки всем прогнозам Марион Котийар не получила ничего. Приз за лучшую женскую роль получила Джулианна Мур, сыгравшая в фильме Дэвида Кроненберга "Звёздная карта".
Приз жюри поделили на равных живой классик мирового кино Жан-Люк Годар (фильм «Прощай, язык») и самый молодой участник конкурса, канадский режиссер Ксавье Долан (фильм «Мамочка»). Жан-Люк Годар на церемонии отсутствовал, а Ксавье Долан произнес длинную благодарственную речь, адресованную в том числе председателю жюри Джейн Кэмпион, чей фильм «Пианино» стал для него источником вдохновения: «Вы создали прекрасные женские образы, это не жертвы и не объекты потребления, а женщины с душой, сильные женщины».
Приз за лучшую режиссуру вручили американцу Беннету Миллеру за ленту "Охотник на лис".
Гран-при фестиваля наградили молодого итальянского режиссёра Аличе Рорвахер и его фильм "Чудеса".
"Золотую пальмовую ветвь" за короткий метр получил режиссёр Симон Меса Сото за колумбийско-британскую ленту "Леиди", рассказывающую о тяжёлой жизни бывшего австралийского шахтера. Что и требовалось доказать: принцип "Евровидения" - "голоса от соседа к соседу" действует и здесь.
Первый же полнометражный фильм, снятый молодыми французами Мари Амашукели, Клер Берже и Самуэлем Тейсом, участвовавший в программе "Особый взгляд", получил "Золотую камеру". Картина рассказывает о жизни 60-летней Анжелики - стареющей хозяйки ночного клуба, которая решает уйти на покой и обзавестись семьей, выйдя замуж за клиента.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Матизен, кинокритик:
- Я рассчитывал, что Звягинцев получит или Золотую пальмовую ветвь, или Гран-При. Сейчас он вместе с Сокуровым составляет первую пару российских режиссеров. Но все же главное – участие. Дежелайн – очень хороший режиссер, и я уверен, что Пальмовую ветвь он получил заслуженно.
КСТАТИ
В 2003 году за свою дебютную картину "Возвращение" режиссёр получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
В 2007 году Константин Лавроненко получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах за "Изгнание" Звягинцева.
Три года назад фильм Звягинцева "Елена" удостоился приза жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.
Единственным полнометражным фильмом российского (на тот момент советского - прим.Авт.) режиссёра, получившим высшую награду в Каннах, и в этом году, по-прежнему, остаётся "Летят журавли" Михаила Калатозова 1958 года.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
"Левиафан" двинулся на Канны
Колонка обозревателя Ивана Николаева
Звягинцева, которому недавно исполнилось 50, я открыл для себя 11 лет назад – когда весь мир потрясла его дебютная полнометражная работа – драма «Возвращение» - фильм тяжёлый, мрачный, он, по образному выражению одного из кинокритиков, «вскрывал души людей, точно консервный нож – банку». Таков Звягинцев! Картина собрала огромное число международных наград и стала одной из немногих отечественных лент, попавших в международный прокат. Четыре года спустя второй фильм Звягинцева - «Изгнание» - получил в Каннах приз за лучшую мужскую роль, а ещё четыре года спустя третья лента – «Елена» - была удостоена там же специального приза «Особый взгляд» (далее)
НА ЗАМЕТКУ
4 турецких режиссера, снимающих лучше, чем Нури Бильге Джейлан
Александр Нечаев
Любопытно, что на родине, в Турции, Джейлана не очень любят и воспринимают как режиссера, работающего исключительно на экспорт. В Стамбуле и Анкаре больше ценят других авторов, которые менее известны международной публике, но фильмы которых куда интереснее с художественной точки зрения, чем творения лауреата главного кинофестиваля мира. Как бы то ни было, в ближайшие несколько лет турецкий кинематограф обречен на повышенное внимание киноманской публики. Рассказываем о четырех режиссерах из Турции, на которых стоит обратить внимание в первую очередь.
Зеки Демиркубуз
49-летний уроженец Испарты свою богатую фильмографию посвятил Федору Достовевскому, изредка изменяя ему с другим классиком европейской литературы - Альбером Камю. Едва ли не главным достижением Демиркубуза считается впечатляющая драма "Невиновность" (Masumiyet, 1997) - вольная экранизация "Униженных и оскорбленных". В ней главный герой - молодой мужчина Юсуф, отсидевший 10 лет за убийство любовника сестры - просит тюремное начальство оставить его за решеткой, так как на свободе его никто не ждет.
Получив отказ, Юсуф отправляется в ближайший к колонии город, где в дешевой гостинице ему суждено встретить обреченную любовь - профукавшую свою жизнь проститутку Угур с глухонемой дочерью в анамнезе. Сделанный без привычной для Турции сентиментальности фильм - тончайшее произведение, развернуто описывающее ненароком оброненную фразу героя другого романа Достовевского - в "Невиновности" всем "некуда идти". Безысходность маячит за каждым персонажем этого мрачного и невероятно талантливого фильма - и закономерный финал лишь усиливает это впечатление. Кино обрело в интеллектуальных кругах Турции столь культовый статус, что в 2009 Демиркубуз решил снять фильм "Судьба" (Kader), историю Угур, которая оказалась похожа на историю Сонечки Мармеладовой и Катюши Масловой. Другой интересный опыт режиссера - картина "Зал ожидания". Это своеобразные "Восемь с половиной" Демиркубуза, где он сам играет главную роль - режиссера, пытающегося экранизировать "Преступление и наказание".
Чаган Ырмак
Ырмак стал звездой на родине, сняв главный мелодраматический хит Турции последнего десятилетия - картину "Мой отец, мой сын" (Babam ve Oglum, 2005). В ней соединились два фирменных мотива турецкого кинематографа - выход из тюрьмы (неизбежная тема для страны, пережившей несколько военных переворотов и до недавнего времени имевшей впечатляющий список политзаключенных) и проблема поколений отцов и детей. Начало действия - осень 1980, когда в Турции произошел очередной госпереворот. В день переворота в Стамбуле рождается мальчик Дениз. Его мать умирает родами, отца сажают за антиправительственную деятельность. Выйдя из-за решетки, отец везет сына на свою родину - в деревню под Измиром, к проклявшему его в свое время авторитарному отцу и жовиальной родне.
Последние 40 минут "Моего отца", когда становится ясно зачем отец привез сына в глушь, картина Ырмака работает не столько на кинематограф, сколько на текстильную промышленность - количество носовых платков, использованных во время просмотра этого донельзя слезоточивого фильма, вряд ли поддается исчислению. Впрочем, чтобы обвинить этот фильм в излишней сентиментальности (напомним, турецкому кино вообще свойственной), нужно быть совсем уж законченным циником. Другой - менее слезливый - удачный фильм режиссера, датируется 2004 годом. Картина "Все о Мустафе", также развивающая мысль семейную, обязательна к просмотру всем любителям социальных драм с криминальным отливом.
Озджан Элпер
Еще один турецкий режиссер, помешанный на русской культуре. В "Осени" (Sonbahar, 2008) Озджана Элпера герои смотрят по телевизору среди прочего экранизацию "Дяди Вани". На этом чеховские мотивы не заканчиваются. Смертельно больной Юсуф, отпущенный на свободу (да, вновь бывший политзаключенный), возвращается в родной городок на берегу Черного моря. За 10 лет, проведенных в тюрьме, в городке ничего не изменилось, но он чувствует себя здесь чужим. В этом кино, наследующим бесконфликтную драматургию "Вишневого сада" и других пьес Чехова, Элперу удалось удачно поженить вдумчивое экзистенциальнное кино с публицистикой: лирические пейзажи здесь перемежаются документальным кадрами турецких протестов, которые жестоко подавляет полиция.
Серен Юдже
Персонаж фильма "Большинство" (Cogunluk, 2010), пухлый юноша Мерткан - наследник строительной корпорации своего отца - ведет довольно свободный образ жизни до тех пор пока не не влюбляется в нищую курдскую девушку Гуль. Семейство Мерткана резко против назревающего мезальянса, юноша поначалу сопротивляется воле властного папаши, но затем осознает, что куда удобнее быть как все, чем водить шашни с сомнительной барышней.
Юдже бьет сразу по двум болезненным темам, характерным для современной Турции - цивилизационном разрыве между разными поколениями (преодолеваемом преимущественно насильственным путем - причем не в пользу более молодой генерации) и дискриминации курдского меньшинства, которое в Турции по-прежнему негласно считается низшей кастой. Многообещающий дебют Серена Юдже, отличающийся соединением традиций социального европейского кино с азиатским поэтизмом, был отмечен спецпризом Венецианского кинофестиваля в 2010 году - с тех пор режиссер, впрочем, не снял ни одного фильма.