24 мая на новой сцене Большого театра прошла премьера оперы Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» в постановке Стефано Монтанари, Флориса Виссера и Гидеона Дейви / Фото: Дамир Юсупов/Большой театр

Любовный прямоугольник, или Моцарт в Большом

Развлечения
24 мая на новой сцене Большого театра прошла премьера оперы Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» в постановке Стефано Монтанари, Флориса Виссера и Гидеона Дейви. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал на премьере и рассказал, как шесть голосов и один оркестр могут разыграть невероятно увлекательный сюжет.

На последнюю оперную премьеру сезона — «Школу влюбленных» в Большом театре — обязательно нужно попасть тем, кто имеет предубеждение перед оперой вообще, считая ее полным условностей и трудным для непосредственного восприятия жанром. Среди прочих достоинств этой постановки Моцарта — ее невероятная и неожиданная фабульная увлекательность, даже немного мешающая наслаждаться великолепными голосами и музыкой.

Сюжет комедии на первый взгляд кажется неправдоподобным и запутанным, но яркая и легкая постановка Большого рассчитана на самых разных зрителей. Они быстро и безошибочно увидят под кажущейся путаницей строгую симметрию отношений между героями, а неправдоподобие обернется очаровательным юмором с долей абсурда.

Юноши Гульельмо (Александр Миминошвили) и Феррандо (Юрий Городецкий) влюблены в сестер Дорабеллу (Александра Кадурина) и Фьордилиджи (Анна Крайникова). Старик-философ Дон Альфонсо (Николай Казанский) берется доказать, что все женщины неверны своим возлюбленным. Он говорит сестрам, что их женихи уходят на войну, и те в слезах расстаются, но Гульельмо и Феррандо тут же возвращаются переодетыми, и начинается забавный и трогательный хоровод превращений, который язык не поворачивается назвать фарсом. Невероятные положения складываются в головокружительный и головоломный, но в то же время строго организованный спектакль, веселую и воздушную оперу с насмешливым и хлестким либретто.

«Это валахи или турки? Эти морды — противоядие от любви», — поет блестящий дуэт сопрано и меццо-сопрано Крайниковой и Кадуриной, когда сестры не узнают переодетых женихов. «Один уехал — возьми двоих!» — соблазняет сестер наперсница Альфонсо, горничная Деспина (сопрано Алина Яровая). В возникающем «любовном прямоугольнике» сестры в итоге изменяют своим возлюбленным с ними же самими — но при этом «меняются» мужчинами. Феррандо был влюблен в Дорабеллу, а Гульельмо — в Фьордилиджи, но стоило им замаскироваться (хотя весь маскарад — небрежно накинутый плащ), как пары перемешались.

Пари на верность, обман старика Альфонсо и измена сестер раскрывают настоящие чувства героев. Но с трудом достигнутое жизнеподобие улетучивается, когда Фьордилиджи переодевается в костюм Гульельмо… К кульминации оперы накапливается такое количество перевоплощений, что следить за ними хоть и можно, но не очень понятно — зачем, и на какое-то время можно с чистой совестью закрыть глаза и не следить ни за чем, кроме женских сопрано и меццо-сопрано.

Благодаря и пению, и игре Алины Яровой ее классическая субретка Деспина приобретает полномочия почти что бога из машины. Ее усилиями почти три часа поддерживается сюжетообразующий обман, она заменяет и врача (в маске с длинным клювом), и нотариуса (брачный договор в опере представлен свитком длиной в несколько метров).

Легкость и воздушность моцартовской оперы воплощена во всей постановке и подчеркнута дополнительно введенными персонажами. Когда переодетые юноши пытаются соблазнить сестер, на помощь им приходят дети с крыльями за спиной, равно далекие и от амуров, и от ангелов. Это «друзья-ветерки» — они передают сестрам вздохи томления юношей, помогают обмениваться сердцами и вообще всячески двигают вперед сюжет, который вполне может ограничиться нескончаемым переодеванием всех в каждого.

С учетом того, что в опере всего шесть персонажей, призвание «ветерков» на помощь горничной Деспине не дает веселой драме стать комедией абсурда. Крылатых помощников можно даже запрячь в карету — и это был один из самых очаровательных моментов мелодичной, остроумной и увлекательной оперы. Неважно, что обе свадьбы расстроены, и искуситель Альфонсо торжествует: «Повторяйте за мной: так поступают все женщины!» «Школа влюбленных» настолько полна праздником и игрой, что в такой постановке, которую предлагает Большой театр, веселой может стать не только драма, но и трагедия.

В ложе мне достался необыкновенно скрипучий стул, который издавал пугающие звуки при любой попытке пошевелиться. Но вскоре я забыл о нем: ни в первом, ни во втором акте мне ни разу не захотелось сменить позу. Я не хотел потерять ни минуты и буквально разрывался на части: кроме чистого наслаждения музыкой Моцарта, пением солистов и калейдоскопом декораций, нужно было тщательно следить за развитием событий. «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» в постановке Большого театра — опера настолько обаятельная, что даже помня ее сюжет, все равно ужасно хочется знать, чем кончится дело. Впрочем, эта опера сама знает себе цену: овацию в конце начинает не зал, а хор.

Прямая речь

Ирина Коткина, театровед, культуролог, историк театра

- Существует предвзятое, но твердое убеждение, что Моцарт — композитор не для Большого театра. Его оперы здесь ставились редко, шли недолго, успеха не имели и были рассчитаны на реализацию иных вокальных талантов, чем те, которыми традиционно обладала труппа Большого.

Справка

«Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» — двухактная опера в жанре «веселая драма» (итал. dramma giocoso), написанная Моцартом на либретто Лоренцо да Понте. Ее премьера состоялась 26 января 1790 года в венском Бургтеатре. Лоренцо да Понте также является автором либретто двух других опер Моцарта — «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

Постановка Большого театра 2014 года: дирижер Стефано Монтанари (Италия), режиссер-постановщик Флорис Виссер (Нидерланды), художник-постановщик Гидеон Дэйви (Великобритания). Роли исполняют выпускники молодежной оперной программы Большого театра и солисты оперной труппы: Александр Миминошвили, Юрий Городецкий, Александра Кадурина, Анна Крайникова, Алина Яровая, Николай Казанский.

 

 

amp-next-page separator