Патриархи и вундеркинды
Ее получили трое молодых французских режиссеров: Самюэль Тейс, Мари Амачукели-Барсак и Клэр Берже за фильм «Тусовщица». Приз вручали Николь Гарсия (председатель жюри конкурса дебютов) и президент фестиваля Жиль Жакоб.
Его появление на сцене зал встретил овацией: известно, что 84-летний каннский патриарх уходит в отставку. Один из наиболее могущественных людей в мире кино, Жакоб прослужил на фестивале 38 лет. Именно он учредил приз за лучший дебют, который, по словам Жакоба, соответствует самой идее фестиваля: открывать новые имена, помогать молодым режиссерам, отмечать их достижения и формировать будущее кинематографа.
Церемония вручения призов в Канне традиционно занимает около часа, здесь не принято произносить длинные речи и нет вставных концертных номеров. Зато приз за лучшую мужскую роль вручает Моника Беллуччи, а за лучшую женскую – Даниэль Отей. В этом году лучшим актером был признан Тимоти Сполл, сыгравший роль великого художника Уильяма Тернера. Этот фильм был показан еще в самом начале фестиваля, но блистательная игра Сполла произвела столь сильное впечатление, что именно он был удостоен приза.
Тимоти Сполл, известный большей частью благодаря характерным ролям второго плана (в том числе как исполнитель роли Питера Петтигрю во франшизе о Гарри Поттере), пошутил, что обычно он выступает в роли подружек невесты, и лишь сейчас, наконец, чувствует себя как сама невеста. Он также рассказал, что последнее время боролся с лейкемией и благодарен Богу уже за то, что жив и может работать.
Приз за лучшую женскую роль получила Джулианна Мур, не приехавшая на церемонию. Как и работу Тимоти Сполла, эту роль Джулианны Мур критики тоже высоко оценили и прочили ей награду уже сразу после пресс-показа. Ее соперницей была Марион Котийяр, сыгравшая главную героиню в фильме братьев Дарденн «Два дня и одна ночь». Впрочем, интересные женские работы были и в аргентинском фильме «Дикие истории», и в «Мамочке» Ксавье Долана, да и Елена Лядова в «Левиафане» тоже была достойной претенденткой на награду.
Сейчас, когда награды уже вручены, многие решения жюри кажутся вполне закономерными и почти предсказуемыми. В последние годы предпочтения журналистов, известные в том числе по рейтингам, которые публикует журнал «Screen», как правило, совпадают с симпатиями жюри. Так было и с фильмом «Любовь» Михаэля Ханеке, и с фильмом «Жизнь Адель». В этом году лидеры тоже были очевидны. Интересно было только, в каком порядке их станут вызывать на сцену зала Люмьер.
Остроумным можно признать решение дать приз жюри на равных старейшему участнику конкурса и живому классику Жану-Люку Годару и канадскому вундеркинду Ксавье Долану. Годар блистательно отсутствовал как на премьере своего фильма, так и на церемонии награждения. Долан произнес страстную речь о том, что искусство, обращающееся к сердцам людей, способно изменить мир, и признался в любви к творчеству Джейн Кэмпион.
Еще одним молодым лауреатом стала 28-летняя итальянка Аличе Рорвакер, получившая Гран-при жюри за фильм «Чудеса» - второй по значению приз после пальмовой ветви. То, что это будет именно ее награда, стало ясно в тот момент, когда для вручения на сцену пригласили итальянскую звезду Софи Лорен.Вручать Золотую пальмовую ветвь вышли Квентин Тарантино и Ума Турман. Пальма досталась турецкому режиссеру Нури Бильге Джейлану за фильм «Зимний сон». Джейлан попал в пул каннских режиссеров еще в 1995 году, когда участвовал в конкурсе короткометражных работ. Среди его каннских наград – приз за режиссуру, два Гран-при жюри, Но даже по сравнению с этими наградами, по признанию самого Джейлана, Золотая пальмовая ветвь – это все же нечто совершенно особенное.
Российский режиссер Андрей Звягинцев поднялся на сцену, чтобы получить приз за лучший сценарий. После того как многие российские и зарубежные критики так страстно пророчили победу «Левиафану», эта награда может показаться утешительной, но не будем забывать, что участие в Каннском фестивале – уже победа.
В этом году в конкурсе соревновались обладатели Золотой пальмовой ветви Майк Ли, Кен Лоуч и братья Дарденн, оскаровский лауреат Мишель Хазанавичус – и то, что одна из наград досталась Андрею Звягинцеву и его соавтору Олегу Негину, повод для того, чтобы поздравить наших соотечественников.
На пресс-конференции победителей Андрей Звягинцев ответил на несколько вопросов.
- Какова была Ваша реакция на эту награду?
- Какая может быть реакция, когда тебя со сцены Каннского фестиваля приглашают подняться и получить приз? Это счастье…. – Ну, паника наступает в тот момент, когда тебе нужно что-то сказать, но кажется, в этот раз я справился. Жаль только, что в Каннах не было Олега Негина, моего большого друга и соавтора. У нас с ним на столе сейчас лежат еще три больших сценария.
- То есть в ближайшие год-два можно ждать Вас в Канне с новым фильмом?
- Ну нет, мы не так быстро работаем.