Мы просто тут служим искусству

Развлечения
Голубоватое здание багетной мастерской РОСИЗО оказалось в самом центре арбатских переулков.

А вот и наш герой - Николай Николаевич Кудряшов. По внешнему виду – профессор искусствоведения. По профессии – глава багетной мастерской. Вопросы и ответы как в забытой игре «Что? Где? Когда?»:

- Говорят, первым багетчиком был Иисус Христос.

- Очень интересно. Киньте мне, пожалуйста, ссылку в электронную почту. И Булат Окуджава? Ну, что ж, он вполне мог. Верю.

- Николай Николаевич, багет для телевизионной панели или ноутбука вы смогли бы сделать?

- А почему нет? Ведь багетом называется рамная рейка. И из нее можно сделать любую раму для любого предмета.

Мы проходим внутрь. Углы, уголки багета на любой вкус. На стене есть даже варианты оформления для любимых коллекций. Ну, не у каждого же этюд художника Шишкина в кабинете висит? Разговор крутится вокруг необычных рам. Николай Николаевич задумчиво трет лоб:

- Лет 12 назад мы сделали шестиметровую раму для архитектурного музея имени Щусева. Естественно, не о каком транспорте речи идти не могло – мы несли ее до Воздвиженки на руках, так как она была в сборе. Готовили мы ее для огромных архитектурных рисунков. И вообще, все, что связано с этим музеем, необычно для работы. Ведь там находится большое количество рисунков и чертежей архитекторов начала советской эпохи. И все это огромные работы.

Рассматриваю стены мастерской – иконы, карты, плакаты, репродукции. И у каждой свой багет. На полу огромная стопка рам. Кстати, из какого материала?

- Только из дерева, - и Николай Николаевич начинает загибать пальцы, - липа – лучше режется, сосна – держит форму, дуб ценен за крепость и умение держать форму. Березовых рам не встречал, но это вовсе не означает, что из этого дерева рам нет. А вот из пальмы – сам делал. И вообще, каждый мастер выбирает материал самостоятельно.

- Сколько видов багета существует, Николай Николаевич?

- Их никто не считал. Могу только предположить, что их от 3 до 5 тысяч. В нашей мастерской мы используем около двух с половиной тысяч. Потому что багет – это мода. Сегодня пользуется спросом один, завтра – другой.

- Мода, устойчивой интерес к которой появился лет семь назад? В 2000 году в Люберцах не существовало багетной мастерской. А теперь они открыты в каждом городе.

- Это связано с открытием железного занавеса, появлением предпринимательства, финансовым достатком и общим повышением культурного уровня у нашего народа. Одно из самых больших производств багета – в Италии. Поменьше в Испании. Потом Чехия. И все это приехало к нам в Россию лет 15 назад. Я вам больше скажу - у нас недооценен потенциал оформления внутренних пространств жилищ, рабочих мест, общественных помещений. И для этого вовсе не обязательно использовать картины выдающихся или известных художников. Вовсе нет! Награды, дипломы, любимые фотографии, рисунки ваших детей, собственные коллекции. Даже гербарии, необычные столовые приборы. И все это оформляется в рамы. Я не могу сказать, что у нас при советской власти был полный провал, вовсе нет. Был Калужский комбинат, который выпускал багет. Но у него ассортимент был мизерным - только для картин и репродукций. Первое – для музеев, второе – для широких масс.

- Николай Николаевич, а картина может жить без рамы?

Мастер задумывается, лукаво улыбается:

- Это тоже хорошо. Потому что в нашей работе все начинается с картины. Наша работа – производная от нее. Мы понимаем, что мы в этом деле вторичны. Ну и что ж…

- Багетчик может облагородить посредственное произведение искусства?

- Ну, вот скажем, копии, как пример? Или постеры, они сегодня многим нравятся. И, кстати, вполне хорошо смотрятся в раме, которая соответствует эпохе, стилю. И самому произведению.

- Считают, что умение рубить рейку, собирать рамы и натягивать холст – в этом и есть вся работа багетчика.

- Это схема. И бывает, один человек может сделать все: тогда он мастер.

- А что нужно для успешной работы?

- Чувство меры. Надо уметь представить, как определенная рама относится к определенной картине. Станет ли она ее частью…

Отчеркнет картину от окружающей среды… Для хорошего оформления картины важно не только чувство прекрасного, но и знание оптических закономерностей, применяемых в изобразительном искусстве, «золотого сечения».

Но и это еще не все. Нужно правильно взять предмет - если это рисунок или фотография - обязательно в перчатках. Внимательнейшим образом его осмотреть. Ни в коем случае не ронять. Просто так не класть, даже на время. Взял – работай. И вообще, Ирина, все должно быть подготовлено задолго до того, как появится предмет, который мы «оденем» в багет.

- А вам страшно не бывает? Такие ценности берете руками, пусть даже и в перчатках.

- Мы не просто сотрудники мастерской, мы служим в музейной багетной мастерской. Для нас любая вещь важна и ценна, потому что это часть нашей работы. Попади к нам Леонардо да Винчи или вышивка с петушками – все это произведения искусства. Меру своей ответственности мы понимаем: бдительно и тщательно делаем свою работу. Мы же здесь как пограничники – мы тоже охраняем государственное достояние.

- Есть «непослушные» картины?

Николай Николаевич меня тактично поправил:

- Сложные. Однажды нам принесли небольшой этюд Герасимова. Было очень трудно сделать под него раму, потому что сложно было понять, как делать. И по цвету. И по форме. Но, в конце концов, нашли выход – подобрали очень красивую классическую рамку. И, хотя, она была сама по себе, а картина сама по себе, вместе они смотрелись замечательно. Соединились.

- Тенденции развития в современном багетном деле есть?

Николай Николаевич смахнул невидимую пылинку с подрамника:

- Есть периодическая смена самого багета. Например, формы, покрытия. Вновь созданного не так и много. Или напротив, много, но можно действовать как импрессионисты, которые вынимали картины старых мастеров и вставляли свои. С тех пор любое современное может быть вставлено в старую раму, а старое произведение искусства в современную раму. Бывает, подходит. Но! Надо пробовать, опять же, соблюдая чувство меры. Так вот, вы спрашивали о тенденциях. Одна из тенденций так называемая «американская коробочка». Когда торец и боковая часть картины не закрывается рамой, а остается открытой. Зачем? Ради украшательства. И еще. Живопись делается не просто в край, а еще закрашивается и боковая часть. Да, да, правильно…Но когда я увидел рамы, в которые «одеты» работы художника Сержа Шершуна, оформленные лет 60 назад, я понял – «американская коробочка» не так уж и нова. Вот так…Должно что-то сильно измениться в изобразительном искусстве, чтобы что-то изменилось и в багетном деле. А пока старые рамы одевают на вновь созданные телевизоры и мониторы.

СПРАВКА «ВМ»

РОСИЗО – государственный музейно-выставочный центр, разрабатывающая и организующая выставочные проекты по заказу государства и коммерческих структур. Создан в 1959 году по инициативе Министерства культуры РСФСР.

amp-next-page separator