Смысл жизни по Ги де Мопассану

Развлечения
5 августа 1850 года в Нормандии родился один из самых читаемых во всем мире французских писателей XIX века - Анри Рене Альбер Ги де Мопассан. За 10 лет литературной деятельности им было написано 29 книг (в том числе шесть романов) художественной прозы. Только за 1885 год Мопассан написал 1500 печатных страниц, побив рекорды Бальзака, Диккенса и даже Дюма-отца.

Ещё при жизни Мопассан стал признанным классиком. Его произведения имели огромный успех не только во Франции - он сразу же стал одним из наиболее переводимых французских писателей. Благодаря славе доход писателя вырос до 60 тысяч франков в год. Знакомству с русского читателя с его произведениями способствовал Иван Тургенев. После выхода сборника новелл "Заведение Телье" (1881) летом того же года Тургенев приехал в Ясную Поляну и, как пишет Толстой, "достал из своего чемодана французскую книжечку". Уже тогда они привлекли внимание Толстого. А после публикации романа "Жизнь", Лев Николаевич написал: «превосходный роман... едва ли не лучший французский роман после "Отверженных" Гюго". С этой поры он стал читателем Мопассана и многое сделал, чтобы произведения французского автора стали известны в России.

В 1891 году он перевёл рассказ Мопассана "Порт" (был опубликован в "Новом времени" под заглавием "Франсуаза"), отрывок из очерка "На воде" (Толстой включил его в шестую главу своего трактата "Царство божие внутри вас"), а ещё позднее - рассказ "Не удалось". Он также редактировал переводы, подготовлявшиеся Л. П. Никифоровым при участии Т. Л. Толстой, и написал вступительную заметку и предисловие к сочинениям Мопассана: "едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни - в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни".

Ги де Мопассан заслуженно приобрёл славу одного из самых талантливых новеллистов своего времени. Его первый и главный литературный учитель Гюстав Флобер писал его матери Лауре Ле Пуатвен: "Мне кажется, что наш юноша любит немного послоняться без дела и не слишком усидчив в работе. Я хотел бы, чтобы он начал писать длинное произведение, пусть даже никуда не годное… Главное в этом мире - парить душой в высшей сфере…". Гениальный мэтр относился очень требовательно к его сочинениям и не позволял печататься целых семь лет, пока не появился рассказ "Пышка". "…я считаю "Пышку" шедевром! - восхищенно писал он Мопассану. - Да! Молодой человек! Ни больше ни меньше. Произведение принадлежит перу мастера… Этот маленький рассказ останется, будьте уверены… Я действительно счастлив!...". Флобер не ошибся, рассказ был опубликован в 1880 году в коллективном сборнике "Меданские вечера". Его авторами стали шесть писателей натуралистической школы во главе с Эмилем Золя, но лучшим был признан именно рассказ Мопассана.

«Мы знаем, что любовь сильна, как смерть; зато хрупка, как стекло». Ги де Мопассан. / Фото: wikipedia.org

Плакат фильма Михаила Ромма "Пышка" (1934)

Флобер предсказал своему ученику, что, как только тот найдёт свой путь, "будет производить свои новеллы, как яблоня яблоки". Действительно, сборники новелл издавались ежегодно, а иногда и по нескольку книг в год. "Заведения Телье" (1881), "Мадемуазель Фифи" (1882), "Дядюшка Милон", "Рассказ вальдшнепа" (оба - 1883), "Мисс Гарриет", "Лунный свет", "Мисти", "Сёстры Рондоли" (все - 1884), "Ивета", "Сказки дня и ночи", "Туан" (все - 1885), "Господин Паран", "Маленькая Рок" (оба - 1886), "Орля" (1887), "Избранник госпожи Гюссон" (1888), "С левой руки" (1889), "Бесполезная красота" (1890).

Критики упрекали Мопассана за то, что в его произведениях слишком много публичных домов и проституток. Но это была реакция на идеализацию действительности. Он представлял натуралистическое литературное направление, которое пришло на смену романтизму. Андре Моруа, соотечественник Мопассана, писал: "Он был нормандцем по линии матери, по месту рождения, по воспитанию… нормандцы считают себя реалистами и людьми недоверчивыми… Жизнь такова, как она есть, природа сурова и враждебна. И не следует быть простофилей. Мопассан, как и Флобер, станет пессимистом, мизантропом и насмешником. Страдание, на его взгляд, в жизни неотвратимо». Он считал, что художник, описывая жизнь, должен оставаться бесстрастным. Вот отрывок из "Пышки": "…Уже добрых двадцать лет окунал он свою длинную рыжую бороду в пивные кружки всех демократических кафе. Он прокутил со своими собратьями и друзьями довольно крупное состояние, унаследованное от отца, бывшего кондитера, и с нетерпением ждал установления республики, чтобы получить наконец место, заслуженное столькими революционными возлияниями".

С первой же публикацией к писателю пришла слава, он стал завсегдатаем самых модных салонов и общался с цветом французского общества. Несмотря на то, что все его произведения – о любви, он часто эпатировал общество речами следующего свойства: "Удивляюсь тому, как может для мужчины любовь быть чем-то большим, нежели простое развлечение, которое легко разнообразить, как мы разнообразим хороший стол… Верность, постоянство - что за бредни! Меня никто не разубедит в том, что две женщины лучше одной, три лучше двух, а десять лучше трёх…". Но как художник он не мог соврать и писал он не только о буднях жизни, но и о больших чувствах. Не случайно один из его романов назван "Сильна как смерть" (1889). Вместе со славой пришли и большие деньги. Мопассан купил несколько домов и завёл яхту с названием "Милый друг". Однако последние годы писателя были омрачены заболеваниями и психическим недугом.

В письмах к "таинственной незнакомке" (ею оказалась русская художница Мария Башкирцева) Мопассан писал: "Две трети своего времени провожу в том, что безмерно скучаю. Последнюю треть я заполняю тем, что пишу строки, которые продаю возможно дороже, приходя в то же время в отчаяние от необходимости заниматься этим ужасным ремеслом". 7 января 1892 года - после попытки перерезать себе горло - в смирительной рубашке он был доставлен в психиатрическую клинику доктора Бланша.

"Что это такое: счастье или несчастье? - писал Мопассан. - Не знаю, знаю только, что если нервная система не будет чувствительна до боли или до экстаза, оно ничего не сможет нам дать, кроме умеренных эмоциональных возбуждений и бесцветных впечатлений"... 6 июля 1893 года Ги де Мопассан скончался в клинике, не вернувшись в сознание. После смерти Флобера Мопассан написал: "Я постоянно думаю о моем бедном Флобере и говорю себе, что готов был бы умереть, будь я уверен, что кто-нибудь так же непрестанно думает обо мне".

amp-next-page separator