Роман Виктюк: «Дом света» наконец-то обрёл своё сакральное значение
Знаменитый Дом культуры имени Русакова, построенный в 1929 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова, был передан театру Виктюка ещё в 1996 году, однако тогда на масштабную реставрацию средств не хватило. В июле 2012 года был объявлен конкурс на проведение ремонтно-восстановительных работ и за каких-то три года исторический облик строения был воссоздан полностью.
Сегодня "Дом света", как его называл сам Мельников, рассчитан на 438 зрительских мест, в том числе для людей с ограниченными возможностями, а пространство-трансформер даёт поистине неограниченные возможности для режиссёрской фантазии. Первым спектаклем, который будет поставлен и сыгран в стенах обновлённого театра, станет трагедия Марины Цветаевой "Федра". Незадолго до торжественного открытия театра Роман Виктюк ответил на вопросы ведущих передачи "Парк культуры" на радио "Вечерняя Москва".
"Парк культуры": Роман Григорьевич, поздравляем Вас с открытием здания после реконструкции. Довольны ли вы результатом?
Роман Виктюк: На реконструкцию было потрачено два года нашей жизни. А до этого мы 12 лет согревали стены этого здания собственными теплом и энергией. И стены были нам благодарны, и они выстояли. Конечно же, это праздник - открытие великого памятника архитектуры, созданного великим архитектором Мельниковым.
"Парк культуры": Вы видели множество театральных площадок и зданий. В чём главная особенность ДК имени Русакова?
Роман Виктюк: Я считаю, что это здание сакральное. Мельников был глубоко религиозным человеком, благодарным анонимному учителю, который там… высоко-высоко. Здание - это память о нём. Это - "Дом Света", но в начале прошлого века было сделано всё, чтобы он был законопачен: досками, ватой, чем угодно. Внутри стало темно, как ночью. Когда сын Мельникова показал мне все материалы, я понял, о чём мечтал его отец. Этот дом, в котором свет со всех сторон, через все окна пронизывал души людей. Он должен был стать гимном природе, любви и Солнцу - и это удалось. Как-то в Америке мне подарили альбом "Лучшие здания мира", на последней странице которого было наше здание. Теперь оно наконец-то обрело своё сакральное значение.
"Парк культуры": Новое здание открывает новые возможности - будут ли внесены изменения в текущий репертуар?
Роман Виктюк: Нет. Все репетиции проводились в этом здании, когда оно было закрыто от публики. Мы выпустили 16 спектаклей, они все у нас в репертуаре и моментально будут перенесены на эту площадку. В конструкции здания есть некоторые хитрости, которые не были реализованы, когда оно вступало в жизнь, но сейчас здесь всё здесь так, как было задумано Мельниковым. Акустика продумана просто фантастически, а между сценой и зрительным залом не будет никакой разницы - это единое пространство, пронизываемое светом.
"Парк культуры": Сейчас Вы репетируете спектакль "Федра", который до этого ставили в Театре на Таганке. Почему Вы решили вернуться к этой пьесе?
Роман Виктюк: Это было почти 30 лет назад! В том спектакле свои первые роли сыграли Дима Певцов и Лёша Серебряков, который сейчас замечательно сыграл в фильме "Левиафан". Тогда им было по 20 лет. И, конечно, в спектакле играла великая Алла Демидова. Новая постановка будет отличаться от прежней версии, ведь когда из театра уходит мистериальное начало, уходит и поэзия. А поэзия – это прежде всего любовь. Трагедия любви и высота любви. Эту великую мысль нам диктует наше новое здание. В начале прошлого века Цветаева писала о любви как о редком цветке, а в начале этого века оказалось, что слово "любовь" люди сильно затрепали… И не осталось больше ничего.
"Парк культуры": Зритель уже давно привык к ярким шоу - готова ли современная публика принять "Федру"?
Роман Виктюк: Я занимаюсь этим всю жизнь, для меня не имеет значения та мода, которая только от ума, а не от сердца. А чувство и поэзия, мода и разум - несовместимы. Это сон, в котором грёзы - основное. И трагическая поэма "Федра" - одна из величайших в мире грёз.
"Парк культуры": В своё время Александр Яковлевич Таиров ставил эту пьесу в Камерном театре…
Роман Виктюк: Совершенно верно! И Алиса Коонен, которая играла главную роль - это было восхитительно! Когда я учился в ГИТИСе, я был старостой курса. Коонен согласилась быть председателем экзаменационной комиссии и я постоянно возил её на спектакли. Во время обсуждения она встала и сказала: "Я не имею права никого судить, но есть один человек, которого вам надо запомнить", и назвала моё имя. Так она меня благословила. Недавно я снимал фильм для телеканала "Культура" и мне приснился сон, в котором Алиса Георгиевна сказала мне, что голос Федры - это голос Елены Образцовой. Много лет назад, когда мы играли в помещении Камерного театра спектакль "М. Баттерфляй", артисты подарили мне два портрета: Таирова и Коонен. Память о них останется с нами навсегда.
Слушайте "Парк культуры" каждый понедельник и четверг с 17:00 до 18:00.