Александр Городницкий - ученый-геофизик, академик РАЕН и главный научный сотрудник Института океанологии РАН / Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

Назло врагам живем мы не старея*

Развлечения
Александр Городницкий – об авторской песне в наше время

31 марта в Кремлевском дворце пройдет конкурс авторской песни "Вспомните, ребята!", посвященный 70-летию Победы. "ВМ" в преддверии конкурса побеседовала с одним из старейших российских бардов, академиком-океанологом Александром Городницким.

"ВМ": Не будем спрашивать - жива ли авторская песня...

- Да уж! (смеется) Пока я жив, песня уж точно жива!..

"ВМ": - И все же: появляются ли новые поколения бардов уже в наше время?

- Ответить на этот вопрос довольно сложно. С одной стороны, народа в авторской песне много, и фестивали по-прежнему многолюдны – но с другой стороны, авторов, соизмеримых с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Александром Галичем – таких авторов не видно. Труба, как говорится, пониже и дым пожиже. В чем дело – не знаю. Страна-то наша всегда была богата талантами. Но то ли упал общий художественный уровень, то ли на смену авторской песне пришли другие формы творчества… Например, «шансон», хотя я не люблю использовать это слово – ничего общего с благородным искусством Жака Бреля, Ива Монтана, Жоржа Брассенса они не имеют.

"ВМ": - Есть ли четкие различия между авторской песней и «шансоном»? Ведь многие авторы блатных песен говорят, что выросли на искусстве бардов.- Конечно, есть. Во-первых, в авторской песне первична поэтическая основа – Окуджава говорил, что бард это поэт с гитарой в руках. Ну или, скажем, как Вертинский – поэт за фортепиано. В любом случае, стихи первичны. В шансоне о хороших стихах говорить не приходится. Второе: желательно, чтобы в авторской песне было позитивное духовное начало – оно было, например, очень сильно у Высоцкого. И наконец – авторская песня не должна фальшивить. Искренность – необходима. А блатная песня (в отличие, кстати, от настоящей народной лагерной лирики, которую я успел узнать, проработав много лет на Крайнем Севере) – это фальшак.Надо сказать, молодежи вполне интересна такая песня. На бардовских фестивалях мне говорили: «Я сам именно так чувствую, только вы сумели выразить это лучше».

"ВМ": - Какие песни писать легче и интереснее: «вечные» или злободневные, актуальные?- Авторская песня вообще-то всегда была актуальной: вспомните тех же Галича, Высоцкого. Володя, при всей своей славе, мне говорил незадолго до смерти: «Как же я хочу, чтобы моя фамилия была на афише напечатана типографской краской, а не вписана от руки! Боюсь, не доживу!». И действительно, не дожил…А сейчас протестная составляющая авторской песни почти исчезла (редкое исключение, например – Тимур Шаов, но ведь и о нем мы узнали уже двадцать лет назад). Что, проблем у нас нет в стране? Да их до хрена! А не пишут. Возможно, в этом дело: пока была актуальность, авторская песня привлекала народ, ей верили.Что касается меня самого – сложный вопрос. Я по-прежнему довольно много пишу, и сейчас лирики, по возрастным причинам, уже меньше (хотя и по сей день случается). Иногда неожиданно песни начинают играть неожиданную роль. Например, я восемь лет назад написал песню «Севастополь останется русским» - и ни от одного слова в ней не отказываюсь по сей день. Но после прошлогодних событий эта песня для многих стала двусмысленной… Так иногда бывает.Вообще, я, конечно, не думал, что доживу до такой нелепой, братоубийственной войне. Этой войне надо так или иначе положить конец. В одной из последних песен – «Посвящение КСП» - я напрямую говорю: «Лучше в руки гитары возьмем, чем казенные брать автоматы». И еще: «Там, где вместе ребята поют, там они не стреляют друг в друга». 

СПРАВКА "ВМ"

Александр Городницкий (р. 1933) - ученый-геофизик, академик РАЕН и главный научный сотрудник Института океанологии РАН. И одновременно с этим - один из самых известных и старейших российских бардов. Песни начал писать в середине 1950-х годов в Ленинградском Горном институте и продолжает по сей день. К юбилею Победы у Городницкого выходит новая книга, посвященная блокаде Ленинграда, которую Городницкий пережил полностью.

* В заголовке использована строчка из песни «Пиратская».

amp-next-page separator