XXII Международный фестиваль анимационного кино «Крок» пройдет с 20 по 27 сентября  / Фото: Википедия

Мультфильмы «КРОКа» показывают в Москве

Развлечения
Продолжается XXII Международный фестиваль анимационных фильмов "КРОК". Работы - масса. Все-таки необходимо отсмотреть 175 мультфильмов аж из 44 стран.

На экране - анимационная заставка "КРОКа", которая открывает все конкурсные показы: россыпь монет, которые расплющиваются под прессами и превращаются в металлический кораблик. Гвозди, стружка, и железные человечки - символ фестиваля - грузятся на кораблик. В общем, "гвозди бы делать из этих людей-аниматоров..." Автор заставки - один из членов жюри, режиссер и скульптор Олег Педан (Украина), и ролик во многом символичен: ведь, как известно, фестиваль "КРОК" водоплавающий и собирает своих участников на теплоходе. Напомним, этом году его маршрут пролегает из Москвы в Санкт-Петербург, и аниматоры лишь изредка сходят на берег, проводя большую часть времени в кинозале на верхней палубе.

- Обычно мне мало что нравится в программе, но в этот раз я бы собственноручно наградил примерно половину фильмов, - признался режиссер Иван Максимов, работавший в селекционной комиссии "КРОКа". - Надо сказать, что, кроме меня, в комиссии были одни женщины, поэтому споров особо не возникало, - иронично добавил отборщик.

Почетный президент фестиваля Юрий Норштейн с сожалением констатирует, что нынешние обстоятельства в стране не способствуют искусству, но то, что каким-то чудом фестиваль проходит, говорит о том, что не все еще потеряно.

- Что происходит с российской анимацией сегодня? Как она выживает в условиях, когда на культуру государство дает все меньше денег? - задала вопрос "ВМ" одному из участников "КРОКа", режиссеру и педагогу Алексею Демину.

- Она пытается сэкономить, как хорошая хозяйка. Выбрать художников поскромнее, отказаться от композиторов и звукорежиссеров. Сэкономить на красках или на аренде помещений. В конечном итоге это скажется на качестве фильма. Как известно, кино можно делать и без студии - так было в 90-х годах. С появлением компьютера размером с телевизор студийные лаборатории опустели. Режиссеры попрятались в домах. Это стоило нам потери школы. "Союзмультфильм" перестал существовать как дом художника, как храм искусства. В последние годы наметились какие-то планы, появились маленькие крепкие студии и надежды, связанные с ними, но опять грянул кризис и определяющими стали время и деньги - вернее, их нехватка.

- А что со студентами?

- Сегодняшние студенты могут не дождаться приглашения на студию, чтобы снять свои дебюты. Если останутся проекты только коммерческие, можно будет сказать, что российская анимация прекратила свое существование. Поэтому вся надежда на авторскую анимацию, которая выражает позицию художника, вызывает интерес зрителя, и которую как раз показывают на "КРОКе".

Конкурсная программа, которую увидели московские зрители на церемонии открытия, продемонстрировала все разнообразие современной анимации. Мелькающие абстрактные узоры, в финале превращающиеся в пестрое женское платье; чудом спасшийся моряк, дрейфующий на плоту в море и встретившийся со смертью - существом весьма забавным; будоражащая чувства история о собаке-таксе, волею судьбы вынужденная жить с хозяином-обезьяной, уникальный анимационный джем "Совы нежные"... Большинство программ маркированы грифом "18+", но есть немало и детских мультфильмов. Впервые для московских зрителей организованы показы в четырех кинотеатрах ("Факел", "Звезда", "Космос", "Сатурн"), где можно будет посмотреть всю конкурсную программу, а также ретроспективу фильмов-победителей "КРОКа" последних лет. В "Космос" и "Сатурн" вход на все фестивальные сеансы свободный.

amp-next-page separator