Юные виртуозы мечтают выступить у стен Кремля

Развлечения
5 апреля в Большом зале Московской консерватории подведут итоги Первого международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition. Корреспондент «ВМ» побывала на репетиции юных музыкантов.

В финале участвуют 15 исполнителей из 7 стран: Грузия, Россия, Япония, Китай, Великобритания, Республика Корея, Беларусь. Корреспондент "ВМ" побывала на первой репетиции молодых виртуозов, среди которых есть и москвичи.

12-летняя Варвара Кутузова задорно взлетает на сцену, поправляя выбившиеся из прически кудрявые волосы. Одной рукой она поднимает крышку инструмента, а второй расправляет складки на ярко-розовой пышной юбке. Вздох и маленькие пальчики тонут в черно-белых клавишах. Лишь иногда кисти девочки приподнимаются над инструментом, чтобы опять раствориться в нем. Она – виртуоз. Ребенок, чье будущее уже определено.

- Концерты, выступления, - говорит Варвара. – А, если не получится, то пойду преподавать музыку.

Репетирует она каждый день. После школы, бежит на занятия. А, возвращаясь домой, продолжает репетировать. В ее плеере кроме Моцарта и Шумана, есть несколько песен популярного российского репера Тимати.

- Я даже детский «Голос» смотрю, - рассказывает Варя и тут же оправдывается, - Зря я, наверно, про Тимати сказала, да и не так часто я его слушаю, может пару раз только, - добавляет девочка, переводя взгляд на своего педагога.

Отыграв "Сонату для фортепиано соль мажор" Гайдна, Варвара выходит из зала в слезах.

- Аллергия, - уверяет девочка. - Главное - до выступления поправиться.

В первом Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Cmpetition не будет победителей и проигравших. Десять лауреатов получат по 1000 долларов США, а пяти победителям достанется по 5000 американской валюты.

- Если выиграю, свой приз потрачу на поездку к морю, - не задумываясь, говорит Варя.Среди ее детских фантазий есть и вполне достижимая мечта - исполнить концерт на Красной площади.

Александр Малофеев расстегивает спортивную курточку, снимает кепку и вынимает из рюкзака стопку с нотами. Выглядит он, как совершенно обычный ребенок 14 лет. С первого взгляда и не скажешь, что вундеркинд. Саша смело подходит к фортепиано. Регулирует сидение под свой рост. Совсем бледный, с белесыми ресницами и бровями, он кажется невозмутимым и строгим.

С первых аккордов мальчик подчиняет себе инструмент. И, когда кажется, что клавши не хотят его слушаться, мальчик немного приподнимается над стулом, скалит зубы и снова обрушивает на него громом аккордов.

- Чуть сдержаннее, освободи руку, - командует ему из зала его педагог Елена Березкина.

Заниматься музыкой Саша начал с пяти лет. Родители не настаивали. Папа –инженер, мама – психолог. Благодаря участию в международных конкурсах и концертах, в его загран.паспорте уже нет пустого место. Все страницы пестрят иностранными штампы.

Чтобы ничего не отвлекало от ежедневных репетиций, еще два года назад обычную общеобразовательную школу он сменил на Гнесинку.

- На ерунду времени нет. Хочешь достичь результата - хорошо потрудись, - совсем по-взрослому произносит уже не тот Саша в спортивной курточке и кепке набекрень. Это говорит стипендиат Правительства Москвы, фонда «Новые имена» и фонда Мстислава Ростроповича Александр Малофеев. - Мне постоянно кажется, что можно лучше. Это великое счастье выступать перед зрителями. Волнение для музыканта – это нормально. Главное – не бояться, - объясняет мальчик.

Самая маленькая участница конкурса - одиннадцатилетняя Оля Иваненко. Желтые аккуратные джинсы, телефон в руке, улыбка не сходит с лица, русые волосы собраны в хвостик. Но как только Оля садится за инструмент и начинает играть, кажется, что исполняет взрослый и состоявшийся музыкант. Ее педагог Ольга Калинникова подобрала своей ученице серьезный репертуар даже несмотря на то, что ручка у Оли совсем крохотная и растяжки иногда ей не хватает. «Прелюдия и фуга ля минор» Баха, «Элегия ми-бемоль минор» Рахманинова, Шопен «Моя баловница» - эти произведения не каждому студенту музыкальных вузов под силу. Каждое из них Оля рисует в воображение. Бах – это про распятие Христа, Рахманинов – про любовь, а «Баловница» - это про меня – задорная и веселая тема, - говорит Оля.

Во время выступления она, как настоящая актриса, должна передать свои чувства зрителям. И пусть во время игры она "прикована" к стулу и не может двигаться всем телом, мимика на ее лице хорошо рисует эмоции и переживания маленькой Оли.

- Вчера на моем пианино лопнула струна. Старенькое оно. А за гран-при дают отличный рояль. Буду стараться, - уже на лету говорит Оля, скрываясь в репетиционном помещении.

Надежды молодых талантов разделяет художественный руководитель и председатель оргкомитета конкурса Денис Мацуев.

- Наш конкурс - это фейерверк разных фортепианных школ. За две недели к нам поступило 108 заявок из 18 стран мира. Отбор был очень жестким. Каждый из отобранных нами детей - готовый артист, - уверен Мацуев.

 

 

12-летняя Варвара Кутузова репетирует сонату Гайдна в Центральной музыкальной школе / Фото: ЭМИН ДЖАФАРОВ

- Поклонение 12-13-летних - это наше будущее. Оно отличается от моего не только темпоритмом, но и не по годам зрелой игре. Я говорю не только про технику исполнения, а про полное понимание и осмысление музыкального произведения. Эти дети отличаются большей свободой. Когда я побеждал на конкурсе Чайковского в 1998 году, у меня не было возможности посмотреть другие выступления по интернету. У современных детей есть полный доступ к информации, но вместе с плюсами это накладывает на них еще и большую ответственность

amp-next-page separator