Герой в эпоху потребления
Режиссер Павел Лунгин работает над новым телевизионным проектом — снимает 16-серийный фильм «Жена полицейского» для канала НТВ. На съемочной площадке сериала корреспондент «Вечерки» и побеседовала с Павлом Семеновичем.
— В свое время, когда вы снимали сериал «Родина», предполагали, что «хорошие сериалы подхватят романную форму у кинематографа». Есть ли элементы романистики в «Жене полицейского»?
— Мне кажется, что этот фильм напоминает роман, потому что в нем можно внимательно проследить психологию героев. Здесь нет развлекательных аттракционов, которых так много в современном кинематографе, а есть срез жизни с хорошо прописанными характерами, ситуациями. Мы видим реальных людей. И есть два главных героя, муж и жена, которых играют Виталий Кищенко и Вика Толстоганова. Героиня случайно узнает, что в профессиональной деятельности мужа немало темных дел, связанных с коррупцией, с преступными связями. А для нее он был героем. С наивностью любящей жены она начинает внедряться в жизнь мужа, пытаясь найти справедливость, истину.
В результате вся система, которую выстроил муж, начинает разваливаться от ее пристального внимания. Ситуация приобретает драматический характер и заставляет мужа по-новому взглянуть и на себя, и на жизнь, прийти к раскаянию и очищению.По сути фильм — роман о пробуждении в человеке души и совести. Немаловажно, что сценарий написала женщина — Ксения Кияшко. А это значит, во-первых, что суровый, жестокий мир показан ее глазами, а во-вторых, и по мере развития сюжета мы видим, что именно женщина является нравственным оплотом современного общества.
— А кого режиссер Лунгин видит героем нашего времени?
— Сложный вопрос. Я бы сказал, что для меня сегодня герой — это человек, который может выйти из дикой гонки за материальными благами, кто может не участвовать в ярмарке тщеславия. Наш мир замусорен ложными ценностями и понятиями. Главенствует правило «Казаться, а не быть», это бич времени. А еще я не люблю откровенно романтических героев.
Христос сказал, что для него «один раскаявшийся грешник дороже ста праведников». Негрешившие, не испытавшие искушения Бога не очень интересовали. А вот когда человек со дна приходит к свету — дорогого стоит. Мне близка тема о пробуждении души. Главное чудо жизни, когда человек совершает поступок, который ему невыгоден, но не совершить его не может. Вот и герой фильма «Жена полицейского» в конце концов делает то, за что его можно уважать, хотя поступок этот грозит ему тюрьмой. Но он идет на это, чтобы вернуть доверие своей семьи.
— По первому образованию вы лингвист. Не кажется ли вам, что сегодня слово обесценено, что оно не вызывает веры?
— Слово обесценивается, и это факт. Мы живем в эпоху визуального восприятия. И молодежь чтению книг предпочтет кино. Я знаю, что точная реплика, удачная шутка из фильма врезаются в память и, что называется, «работают». Не случайно люди часто цитируют фразы из картин.
— А как вы относитесь к тому, что новое поколение режиссеров значительно уступает старшим коллегам в начитанности и образованности?
— В Библии сказано: «Многие знания — многие печали». Как ни странно, но многое истинно хорошее мешает человеку быть эффективным в жизни и побеждать. Если он по-настоящему любит, нередко это глубокое чувство ему мешает. Нравственность зачастую не дает высоко подниматься по карьерной лестнице. Любовь к классической литературе не позволяет рассказывать пошлые анекдоты ради того, чтобы кому-то понравиться. Но из сопротивления, противостояния, конфликта нередко рождается нетипичная, неординарная, уникальная личность. А с молодыми работать интересно: у них свой взгляд на мир, своя манера, более лаконичная, чем у нас, «классиков».
— Как бы вы определили стиль современного кинематографа?
— Я не воспринимаю стиль вне смыслов, для меня важнее содержание, а не форма. Можно показать уродство и грязь, если из этого возникают образы правды, чистоты. Я не замыкаюсь на стиле в кино. Да и жизнь свою не оформляю в рамку, а принимаю такой, какая она есть.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
●Такси-блюз (1990) Первый полнометражный художественный фильм режиссера Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли.
● Свадьба (2000) В главных ролях: Мария Миронова, Марат Башаров, Андрей Панин.
● Олигарх (2002) Главные роли сыграли: Владимир Машков, Андрей Краско, Мария Миронова, Марат Башаров, Александр Самойленко.
● Остров (2006) Актеры: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Виктория Исакова.
● Царь (2009) В ролях: Петр Мамонов, Олег Янковский, Иван Охлобыстин, Александр Домогаров.
● Родина (2015) 12-серийный телефильм в жанре психологического триллера, в котором снялись: Владимир Машков, Виктория Исакова, Мария Миронова, Сергей Маковецкий и другие.
СПРАВКА
Павел Семенович Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве. Окончил отделение лингвистики МГУ и режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. В кинематографе дебютировал в качестве сценариста. Свой первый полнометражный фильм снял в 40 лет.