«ВМ» представляет вам лучшие программы и фильмы, которые появятся в эфире отечественных каналов. / Фото: www.sxc.hu

Майор Черкасов как лекало для героя

Развлечения
Минувшие выходные, 22 и 23 октября, волей-неволей стали для зрителей паузой между премьерным просмотром «Шакала» и повтором «Паука» — фильмов по сценариям Зои Кудри, объединившихся в целый сериал. У этих лент уже сформировалась как армия поклонников, восхищенных хитросплетениями сюжетов, так и изрядное число противников, уставших от фильмов о насилии.

Но главное, конечно, в том, что все эти фильмы, объединенные сквозными героями, в том числе образом майора Черкасова, вносят лепту в размышления о том, кто он — герой сегодняшнего дня.

Честные коммунисты, военные, руководители колхозов, адъютанты его превосходительства, бесшабашные мушкетеры под бургундским и суровые шпионы в логове врага — разные эпохи действительности и кино предлагали зрителям своих героев. Всегда — мужчин. В России, стране с русской и очень женской душой, не способной жить без страдания и сострадания, никогда не могла бы стать культовой героиней Жанна Д’Арк: у нас всегда гендерные акценты находились на стороне сильного пола. Более того: милосердие к самому худому пьянице всегда было большим, чем участие к многодетной матери, колотящейся с выводком детишек, — пьющий соколик был каким-никаким, но мужиком! И герой нам всегда был желателен особый: секс-символ, но не идеальный, со своими слабостями, чтобы его было за что хоть чуть-чуть пожалеть.

Нынешняя эпоха киногероя пока не нашла. Ими не смогли стать грубоватые милиционеры и полицейские из сериалов НТВ, поскольку они во всем чрезмерны — как в своей грубости и силе, так и в своей гипертрофированной правдивости, а иногда и порочности.

Не смог бы стать сегодня культом и Пал Палыч Знаменский — герой сериала «Следствие ведут знатоки», кумир конца эпохи застоя. Он слишком интеллигентен для сегодняшнего дня. Но любовь к герою Георгия Мартынюка утихла, а потребность в чувствах осталась — после Знаменского женские сердца искали кумира только среди силовиков.

Похоже, в майоре Черкасове, герое «кудринских» фильмов, все смикшировалось наилучшим образом — хотя такой задачи перед собой создатели фильмов явно не ставили.

Черкасов–Смоляков соответствует почти всем запросам телеаудитории: он неидеален, чуть робок с женщинами и не слишком решителен при возникновении личных перипетий, при этом честен и принципиален «при исполнении», не писаный красавец, но брутален и привлекательно лыс (что, по статистике, нравится 90 процентам женщин), может выпить, но не алкаш, источает надежность. У него есть «плечо», на которое так хочется положить голову.

Но самое главное — возникла уникальная ситуация. Черкасов — из семидесятых. Из того времени, по которому многие испытывают ностальгию. И кино про него снимается с соблюдением исторического антуража. Но воспринимаются фильмы как современные. Тут-то все и сложилось: очень советский по сути майор оказался мил для современной публики. И если он и не абсолютный герой нашего времени, то очень близкое к идеалу лекало, по которому этого героя можно создать — настоящего мужчину без капли женскости, не метросексуала, не мажора и не манерного модника. И если пятый фильм из сложившегося сериала состоится, зрители будут ждать майора как героя, друга и воплощение мечты о надежности.

С 24 октября на Первом — повтор «Паука». Новая встреча с Черкасовым и может быть неоднозначным, но качественным кино.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Последняя роль Евгения Евстигнеева

9 октября исполнилось бы 90 лет великому актеру — Евгению Евстигнееву. Его не стало в 66 лет. Как-то очень тепло от того, что его вспоминали сразу на нескольких каналах, ярче всего — на России К («Культуре») и на Первом. Кроме документальных лент, можно было посмотреть спектакли с его участием. А какое там окружение, какие имена... (далее...).

amp-next-page separator