Подвиг, ставший легендой: «28 панфиловцев» готовятся поразить зрителей
В последние годы на военные фильмы зритель стал ходить с большой опаской - и его прекрасно можно понять. Потому что очень часто под «военным соусом» ему предлагали мелодраму («Битва за Севастополь») или пародию на голливудский экшн со всеми стандартными и уже порядком приевшимися приемами и массой довольно нелепой компьютерной графики («Сталинград»). Так вот, в «панфиловцах» вы этого не найдете». Зато, буквально после первых кадров, в памяти всплывут полузабытые (а для многих молодых зрителей и вовсе неизвестных) кадры советского фильма «Они сражались за Родину». И на душе сразу становиться немного теплее. Тихо молящийся в окопе перед атакой солдат отправляет к такой же молитве рядового Ивана Звягинцева (Сергей Бондарчук). А вжимающий в плечо обмотанный приклад противотанкого ружья красноармеец Сенгирбаев - прямой отсыл к Петру Лопахину (Василий Шукшин). Да и диалоги иногда отчетливо напоминают рассказы об «окопной болезни» рядового Некрасова (Юрий Никулин).
- Это сделано намеренно. Мы очень любим советское кино о войне. Хотя, на мой взгляд, по-настоящему хороших военных фильмов было не так много, - ответил на вопрос корреспондента «ВМ» автор сценария фильма Андрей Шальопа, - И определенные аллюзии и отсылы к ним в нашем фильме, без сомнения , есть.
В этот же сходстве одновременно заключается и главная (и, пожалуй, единственная) слабость фильма. Из-за прямых аналогий на ум поневоле идут сравнения. И если с точки зрения исторической достоверности и красоты «картинки» они явно в пользу «панфиловцев» - «картонных» танков и самолов вы здесь не увидите, то вот глубины диалогов явно недостает.
Слишком много кажущихся немного натужными и лишними речей о судьбах родины и слишком мало житейского, простого. Того, что сорок лет назад наповал поразило советских зрителей, привыкших к «дежурным» военным фильмам: обсуждения солдатского пайка, родных, и, конечно, женщин - куда же без разговоров о них на войне. И хотя авторы картины постарались «вытянуть» диалоги местами проскакивающим простонародным говором, полностью спасти положение это не смогло. Не хватило им шукшинского и никулинского блеска и филигранности.
Хотя тут авторов картины вполне можно оправдать: к сожалению тех, кто взорвал тогда умы советских зрителей нет с нами. Ни Сергея Бондарчука, ни Юрия Никулина, ни Василия Шукшина - многие из которых сами ходили не в постановочные, а в настоящие штыковые атаки. И вживую, а не на экране, жгли немецкие танки. Однако, несмотря на небольшие огрехи, актеры сыграли сильно.
- Мы хотели, чтобы герои обладали положительной харизмой, соответствовали бы типажам военного времени, причем типажам разным, поскольку часто отличить одного персонажа в фильме от другого можно только по лицу. - уверяет Шальопа, - И еще в самом начале съемок мы сознательно решили избегать медийных актеров. И дело тут не в деньгах. Мы хотели, чтобы актеры разделяли наши ценности.
Если говорить о «картинке» - война показана жестко и без прекрас. С мерзлой окопной землей, бесцветными от грязи и пота ватниками, лязгом танковых траков. Но классической «голливудчины» вы в нем не найдете. Однако это ничуть не портит фильм. И карминные капли, марающие лафет «сорокопятки», выглядят куда сильнее разбросанных по пляжу в Нормании человеческих внутренностей из картины «Спасти рядового Райана». А замерший навсегда со снарядом в руках, будто уснувший, красноармеец, заставляет душу зрителя затрепетать куда больше, чем вышибленные снайпером мозги, например, в голливудском же фильме о Второй Мировой войне «Враг у ворот». Также картина порадует даже самых педантичных любителей истории, так как ее авторы постарались соблюсти полную достоверность всего, начиная от немецких гаубиц и танков и заканчивая пуговицами на телогрейках и проволокой, которой красноармейцы скручивали связки с гранатами.
- При съемках мы столкнулись с рядом проблем. Например, такую, казалось бы, простую вещь как шапка-ушанка образца 1940 года, вообще нигде не достать, - вспоминает Шальопа, - Поэтому большинство шапок наши художники по костюмам шили сами. Офицерские шинели нам сшили на заказ. Серьезно помогли и реконструкторы, предоставив нам и детали формы и даже военную технику. Особенную редкость предоставил нам питерский коллекционер и подвижник Олег Иликович Титберия - это немецкая 150-миллиметровая гаубица. Это орудие было очень распространено в годы войны, но сейчас в природе их практически нет.
Другая особенность фильма - одну пятую часть средств, потраченных на его создание (почти 35 миллионов) было собрано неравнодушными россиянами - и все их имена или сетевые «ники» представлены в финальных титрах фильма. Создатели картины уверены: без этих средств, которые съемочная группа использовала для начала работы над «28 панфиловцами», премьера, скорее всего, так никогда и не состоялась бы.
Кстати, создатели фильма ловко обошли спорный момент об истинной численности панфиловцев. Согласно сюжету, в бой вступает вся четвертая рота, однако к середине дня в строю остается всего 28 бойцов, о чем политрук Василий Клочков сообщает комбату. И именно на их плечи ложится основная тяжесть вражеского удара. Кстати, погибают, в отличие от канонической версии, не все панфиловцы.
- Это современное кино. – рассказал Шальопа, - И мы показывали войну через призму нашего восприятия. Например, мы практически не показывали лиц немецких солдат. Это наше художественное решение – мы хотели максимально обезличить врага. И самое главное, что через весь фильм лейтмотивом проходит мысль: За Родину нужно жить, а не умирать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Баир Иринчеев, военный историк:
- Я не видел ни одного настолько исторически достоверного военного фильма. Посмотрите хотя бы на то, как сделан откат орудий - до этого в фильмах я такого не видел. Нашел я там всего два незначительных огреха. Первый - у красноармейцев в фильме нет ни одного пулемета Дегтярева (за исключением одного мелькающего в кадре). Это довольно странно, поскольку это - основной пулемет Красной армии в годы Великой Отечественной. И второе - пулемет системы Максима никогда не везли по земле на станке - у него, по воспоминаниям ветеранов, тут же сбивался прицел.
Ким Дружинин, режиссер-постановщик:
- Нам никто не говорил, как и что снимать. Я считаю, что цензура должна быть в головах и сердцах - и нам надо воспитывать людей, у которых она внутри. Сегодня появляется много такого, что мне не нравится. И лично я уверен, что развенчивание таких подвигов, как подвиг 28 панфиловцев, преступно. Когда ты видишь в каждой подмосковной деревне стелу с фамилиями, ты понимаешь, что почти все мужики здесь не вернулись. И я не понимаю, зачем и кто пытается разрушать такие «мифы», выбивает опору из-под людей.
СПРАВКА
16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском направлении, 316-я стрелковая дивизия отражала атаки 2-й и 11-й танковых дивизий вермахта. Впервые информация о подвиге «панфиловцев» появилась на страницах газеты «Красная звезда» от 27 ноября 1941 года. А на следующий день - «Завещание 28 павших героев». До сих пор историки спорят, существовали ли 28 панфиловцев на самом деле. Однако факт жестоких боев и героической обороны красноармейцев у Дубосеково не отрицает никто.