Кадр из фильма «Молодость» Паоло Соррентино / Фото: kinopoisk.ru

Жаль, вы не поняли, что жизнь прекрасна

Развлечения
В выходные интересные передачи и шоу — вроде юбилейного КВН — оккупировали вечера. Но и только. Очевидно, каналы копят силы перед новогодним выплеском, разве что этим и можно объяснить бесконечную скуку дневного эфира. Но, конечно, зрителю от этого не легче. Впрочем, одну жемчужину раскопать все же удалось...

К слову, немного обидно, что точно попадающий в тренд новый цикл «90-е» «ТВ Центром» был поставлен в эфир не уикенда, а будней. Этот канал вообще блестяще отрабатывает обращения к истории, что сегодня так востребовано аудиторией. Цикл, мне кажется, отлично вписался бы в сетку выходных, но ловить его придется по средам в 23:05 (в ближайшем выпуске покажут «Сердце Ельцина»).

Что же касается «жемчужин», то ей стала, конечно, лента «Молодость» Паоло Соррентино, показать которую Первый канал решил за полночь с субботы на воскресенье. Нет сомнений, что «Великая красота» и «Молодость» — это два лучших из снятых Соррентино фильмов. Но если в первой картине любители кино рукоплескали выверенности и эстетству каждого кадра, то «Молодость» берет простотой.

Да, очарование простоты — в этом и заключены тайна и обаяние действительно сильных и умных картин. Никакой речи о примитивизме, как вы понимаете, не идет, в фильме просто нет «наворотов», мишуры и пены, которыми так часто декорируется отсутствие или ничтожество мыслей. Смотреть ленту в большей степени показано молодым, ибо это они склонны к нытью, томлению и недовольству окружающим и обстоятельствами своей только-только начавшейся жизни. С высоты преклонных лет молодости поют гимн те, кто чувствует в своих сосудах бег молодой крови, кто не постарел душой, по какому-то недоразумению заключенной в оковы одряхлевшего тела.

Удивительно, что так тонко понять главную ошибку молодых — неблагодарное восприятие жизни как чуда, и прочувствовать боль стариков, не имеющих времени на ее исправление, — смог 46-летний режиссер. Молодость, по его философии и психологии, — прекрасна потому, что не требует понимания. И на самом деле она никуда не исчезает и напоминает о себе постоянно — то фигуркой юного велосипедиста на аллегоричной дороге, то отрывками поп-мелодий.

Все посылы картины ясны, сюжет — несложен. Дирижер Фред Бэллинджер отдыхает от суеты в Альпах. Дни в дорогущем оздоровительном заведении текут похоже, хорошо, что рядом с ним друг, меланхолик и циник. И в этой обители больной простаты и процедурных увеселений друзьям остается одно развлечение — наблюдать за окружающими.

Жизнь лежит перед ними, как набор блюд на тарелке, разве что фуа-гра не может ужиться с фастфудом, а беседы о Стравинском вполне могут конкурировать по остроте и актуальности с обсуждением проблем мочеиспускания.

Жизнь — это и то, и это, и воспоминания, и забытое неисполненное, неожиданно ворвавшееся в сегодняшний день. И гимн жизни звучит по взмаху дирижерской палочки Фреда не чудовищной какофонией, а миллионами звуков — от бубенчиков коров до шелеста крыльев птиц. Никакого морализаторства, никаких деклараций, заявлений и навязанных точек зрения. Соррентино утверждает лишь одно: понять смысл жизни сложно, но это не повод не ценить каждое ее мгновение. Молодость — стоит смерти, а искусство — жизни. И кто сказал, что истины не стоит повторять! Посмотрите обязательно. И жизнь обретет вкус.

amp-next-page separator