Театр ждет перемен
■ Само время требует от нас изменений. Театры не могут жить по советским правилам в коммерческое время. Обсуждения продолжаются, но уже ясно, что будет введено понятие «эффективности работы театра». Оно будет складываться из многих критериев.
■ Способность зарабатывать — один из критериев. Условно из бюджета театру в год выделяется 10 рублей. Значит, театр должен заработать за год как минимум 20 рублей собственных средств. Другие критерии: гастроли, участие в международных и российских фестивалях, качество постановок, наличие премий и так далее.
■ Никто театры закрывать не будет, разве что они сами закроются. А как быть? У нас порой работают люди, которые не хотят ничего делать, а свои зарплаты воспринимают как пособия.
■ Идея привлечь общественность к обсуждению театральной реформы — из серии «любая домохозяйка должна уметь руководить государством». Всем должны заниматься профессионалы, потому что они за это отвечают.
■ Сейчас во многих театрах так происходит, что должности директора и художественного руководителя объединяют в одну. В нашем привычном понимании худрук и режиссер — это одно и то же. Но худрук больше не должен быть главным режиссером. Сейчас худруки все чаще приглашают других режиссеров для создания спектаклей. Поэтому им добавляют директорские функции, и две должности соединились в одну — «директор».
■ Сегодня театрам нужны новые имена, нашему Театру на Таганке нужен новый репертуар. А приглашать именитых режиссеров, на мой взгляд, неправильно. Придет человек, который ставил на других известных сценах, и за ним придут его зрители.
Они же его любят. А мне нужно, чтобы любили нас. Нужно, чтобы у нас сформировалась наша публика... Так появился проект «Открытая репетиция» — это история вроде «Алло, мы ищем таланты» на уровне режиссеров. В театр приходили режиссеры со своим драматургическим произведением, которое они в перспективе мечтали бы поставить у нас. Мы показали 33 такие открытые репетиции.
■ Оказалось, это еще и способ набирать актеров. Я сама хорошо знаю, что показ — процесс унизительный для артистов. И, как правило, даже замечательные артисты очень плохо показываются из-за волнений. А тут все было в работе. Всего в том году к нам поступили пять новых актеров, и все таким образом — пришли для участия в «Открытых репетициях», когда своих актеров не хватало.
■ Для отбора режиссеров была создана экспертная группа во главе с преподавателем Школы-студии МХАТ Витасом Селюнасом, который очень хорошо знает, что происходит в современном театре. Еще были критик и эксперт премии «Золотая маска» Елена Груева, театровед и критик Наталья Каминская, очень молодой и перспективный критик Наталья Абакшонок, писатель и литературный критик Алиса Ганиева.
Сначала они приглашали тех, кого считают нужным, а потом заработало «сарафанное радио», и заявки на участие сыпались одна за другой. Этот проект был кризисным решением проблемы, когда отсутствуют денежные средства. На один показ театр тратил всего 10 тысяч рублей — на гонорар режиссеру.
ДОСЬЕ
Ирина Апексимова — российская актриса театра и кино. Окончила Школу-студию МХАТ, училась в актерских школах Julliard School (Нью-Йорк) и Barbican Center (Лондон). Служила актрисой в МХТ имени Чехова, работала директором Театра Романа Виктюка. Весной 2015 года назначена директором Московского театра драмы и комедии на Таганке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Слухи о сокращении театров сильно преувеличены
В Москве состоялся круглый стол на тему: «Театральная реформа: ждать бед или побед?», в котором приняли участие руководители театров столицы. Как выяснилось, сама постановка вопроса некорректна (далее...)