Несмотря на мистическую цифру 13 («чертова дюжина») в названии Московского конкурса, для 28 его участников он оказался счастливым / Фото: Алексей Дружинин/РИА Новости

Мировой балетный небосвод украсили новые звезды

Развлечения
Отзвучали последние аккорды волшебной балетной музыки. Под несмолкаемые аплодисменты зрительного зала в последний раз опустился занавес Большого театра. Закончился XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов, в котором приняли участие артисты и хореографы из 23 стран.

Заключительный концерт нынешних лауреатов посетили Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Бразилии Мишел Темер.

По итогам трех туров высокое международное жюри из 17 выдающихся деятелей балетного искусства Австрии, Великобритании, Дании, Италии, Китая, Республики Беларусь, России, США, Украины, Франции, Швеции, Японии во главе с Юрием Григоровичем вынесло вердикт, который почему-то сохранялся от журналистов в тайне до самой церемонии награждения лауреатов.

Несмотря на мистическую цифру 13 («чертова дюжина») в названии Московского конкурса, для 28 его участников он оказался счастливым.

Но Grand Prix в обеих номинациях (артисты и хореографы) решили все-таки никому не присуждать, так что $200.000 остались в казне. За всю историю существования конкурса Grand Prix удостаивались только четыре артиста: Надежда Павлова (1973), Ирек Мухамедов (1981), Андрей Баталов (1997) и Денис Матвиенко (2005).

Ныне во многих странах мира проходят международные балетные конкурсы, число их давно перевалило за полтары сотни. Являясь неотъемлемой частью развития мирового хореографического искусства, они призваны повышать художественную культуру балетных коллективов, способствовать совершенствованию подготовки артистов и хореографов, открытию и продвижению талантов.

Однако эта благородная цель наталкивается на повсеместно набирающую силу опасную тенденцию. Я имею в виду усиливающийся приоритет техники над музыкальностью и образностью исполнения.

Пушкинское определение танца как «душой исполненный полет» воспринимается зачастую лишь в части «полета». Стремясь добиться успеха и одобрительных аплодисментов определенной части публики, артисты насыщают танец разного рода трюками, вплоть до спортивной акробатики.

Но танец не спорт, а искусство. Это доказали, получив заслуженные награды, 22 из 127 исполнителей; 7 из них – россияне (москвичи Марк Чино, Денис Захаров, Елизавета Кокорева, Игорь Пугачев, Екатерина Клявлина; петербуржец Эрнест Латыпов и Лилия Зайнигабдинова из Башкортостана).

Учрежденную с этого года «премию за партнерство» получил Михаил Тимаев.

С 2001 года Московский конкурс артистов балета проводится совместно с конкурсом хореографов. Тогда I премию и золотую медаль получил Раду Поклитару за номер «Три грузинские песни», но уже на Х конкурсе (2005) жюри не присудило хореографам ни одной премии, ограничившись тремя дипломами. XI и XII конкурсы тоже прошли без открытий чудных.

Зато на этот раз жюри расщедрилось, как никогда, выдав сразу 6 медалей: две золотые представителям Китая и Чили (Вэн Сяочао и Зунига Эдуардо), две серебряные – россиянам (Андрей Меркурьев и Нина Мадан) и две бронзовые – хореографам из КНР (Чэн Лун и Лю Тхинтхин). Удостоенные дипломов россияне Александр Могилёв, Кирилл Радев и Александр Рюнтю (дипломант прошлого Московского конкурса) были, на мой взгляд, не менее интересны, чем некоторые медалисты, но на них драгметаллов, видимо, не хватило.

Время идет, а проблемы в балетмейстерском цехе остаются. Представленные на нынешнем конкурсе работы в основном вторичны, лишены оригинальных идей, свежих пластических решений и художественной образности. Об этом, в частности, сказал перед объявлением результатов член жюри хореограф Джон Михан (США). Он пожелал молодым хореографам искать собственные пути в искусстве.

Торжественная церемония вручения наград победителям XIII Московского Международного конкурса артистов балета и хореографов по традиции проходила на прославленной сцене Большого театра. На этот раз под руководством президента оргкомитета конкурса вице-премьера правительства России Ольги Голодец.

Завершил церемонию большой праздничный концерт лауреатов из Бразилии, Казахстана, Китая, Латвии, России, США, Чили, Южной Кореи и Японии.

И все-таки одна мысль не дает покоя. Участников Московского конкурса могло быть намного больше, если бы он проходил не в июне, когда во всех балетных школах Европы выпускные экзамены и концерты выпускников, а, например, в конце июля – начале августа.

amp-next-page separator