Кадр из фильма Владимира Котта «Карп отмороженный», получившего на 39-м Московском международном кинофестивале одну из главных наград —приз зрительских симпатий. В картине заняты Марина Неелова (слева) и Алиса Фрейндлих / Кадр из фильма «Карп отмороженный»

«Карп отмороженный» покорил сердца зрителей

Развлечения
Завершился 39-й Московский международный кинофестиваль. Приз зрительских симпатий, фактически означающий народное признание, взял «Карп отмороженный» Владимира Котта.

Главным украшением картины, снятой по повести Андрея Таратухина, являются работы Алисы Фрейндлих, Марины Нееловой и примкнувшего к ним Евгения Миронова.

Историю создания трагикомедии про преуспевающего бизнесмена, который пытается изменить жизнь и вернуться из мира жесткого бизнеса в счастливую пору беззаботного детства, рассказал зрителям режиссер Владимир Котт.

Владимир, насколько быстро вам удалось уговорить замечательных актрис Неелову и Фрейндлих на съемки в таких неожиданных для них ролях и как проходило взаимодействие с ними на съемочной площадке?

— Мы послали сценарий Марине Мстиславовне Нееловой, и она согласилась сразу же, чем безмерно нас напугала. Мы не очень понимали, осознает ли она вообще, куда ввязывается? Понимает ли, что ей надо будет совершить актерский подвиг, превратиться в старуху и уйти от того легкого воздушного образа, к которому привык наш зритель. Однако ее согласие нас очень вдохновило.

С Алисой Бруновной дело обстояло иначе. Она попросила встречи, мы вместе с оператором Михаилом Аграновичем, который снимал ее в «Ревизоре» двадцать один год назад, поехали к актрисе домой. Первое, что она сделала, когда вошли — предложила покурить. Мы стояли, разговаривали, и я понимал, что она меня прощупывала, насколько я как режиссер адекватен. Уже через полчаса мы нашли общий язык — и образ, поняв, что надо идти не в сторону интеллигентной Алисы Бруновны из «Служебного романа», а в сторону простой деревенской бабки. Она тут же предложила и попробовала говор. И все завертелось. За пару дней до этого у Аграновича был юбилей. Фрейндлих, узнав об этом, подарила оператору бутылку настоящей чачи.

И как только встреча закончилась, причем столь успешно, мы распили эту чачу прямо в подъезде из горлышка. Замечательный кадр: в подъезде великой Фрейндлих пили чачу три кинематографиста разных возрастов — семидесятилетний Михаил Агранович, который снимал еще «Покаяние», «Крейцерову сонату» и «Маленькие трагедии», я — человек среднего возраста и наш молодой продюсер Никита Владимиров. Как дураки. На радостях. За успех будущего фильма. Вообще это счастье — работать со столь талантливыми актрисами.

А где вы нашли такую фактурную первозданную деревеньку?

— К северо-востоку от Петербурга, на берегу Ладожского озера. Абсолютно заброшенный поселок с симпатичным названием Сясьстрой. Там до сих пор существуют бараки, люди в них живут, делают себе евроремонты, вставляют стеклопакеты, но при этом производства никакого нет, и Сясьстрой доживает свой век. Время там будто замерло, это город «Зеро».

Скажите, а почему именно «Карп», а не, скажем, плотва или сельдь?

— Когда я снимал фильм, то был абсолютно уверен, что карп — рыба случайная. Но уже после завершения работы наш сценарист писатель Андрей Таратухин сообщил, что карп — рыба, которая плывет против течения. А у нас действительно есть момент, где герой Евгения Миронова «плывет против течения» обстоятельств. Я даже попенял в шутку Андрею, что ему следовало сообщить мне об этом обстоятельстве заранее, потому что фильм мог бы быть совершенно другим.

Картина заканчивается кадрами из картины Ильи Авербаха «Монолог», где играет молодая Марина Неелова, в нем звучит музыка из «Ошибки резидента». Какие еще аллюзии вы добавили к тому, что было заложено сценаристом?

— Когда мне в руки попал сценарий, я увидел, что там очень много как бы образов, взятых как бы из других фильмов. Но для меня это было неважно, потому что в этих как бы других фильмах нет таких актеров, как у нас. Мы намеренно не пошли по пути сложного киноязыка, киноманских изысков или высокой художественности. Нашей целью было рассказать простую, внятную, человеческую историю. И для меня удивительно, что фильм отобрали на ММКФ, больше ориентированный на мощные авторские высказывания и сложносочиненность кинопроизведений.

Отмечу, что фильм состоялся без поддержки Фонда кино, хотя мы подавали заявку трижды. Отсутствие господдержки мобилизовало: приходилось все время придумывать, как выразительнее это снять. И артисты, которым это нравилось, снимались за поистине студенческие гонорары. Этот фильм очень добрый, и для меня это важно.

КСТАТИ

Фильм «Про любовь» режиссера Анны Меликян удостоен главного приза мэра Москвы Сергея Собянина «За создание образа Москвы в киноискусстве».  Победитель вместе с призом получила 50 миллионов рублей. Второе место занял фильм «14+» Андрея Зайцева (награда — 30 миллионов рублей), третье место (и 20 миллионов) завоевала дилогия Романа Прыгунова «Духless».

Приз ММКФ «За создание образа Москвы в киноискусстве » Сергей Собянин учредил в прошлом году , чтобы привлечь внимание кинематографистов к городу. В мае на «Активном гражданине» прошло голосование, где респонденты выбирали лучший фильм о Москве. Номинантами стали 9 фильмов, снятых за последние 5 лет: «Про любовь», «Духless» и «Духless-2», «Хороший мальчик», «Хардкор», «Коллектор», «14+», «Ближе, чем кажется», «Тряпичный союз».

ГЛАВНЫЕ ПРИЗЫ 39-ГО ММКФ

■  Главный приз «Золотой Георгий» — «Хохлатый ибис», режиссер Цяо Лян Китай

■  Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — «Мешок без дна», режиссер Рустам Хамдамов Россия

■  «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу — «Желтая жара», режиссер Фикрет Рейхан Турция

■ «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль — Сон Хенчу («Обычный человек») Республика Корея

■ «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль — Верена Альтенбергер («Лучший из миров») Германия/Австрия

■ «Серебряный Георгий» за лучший документальный фильм — «Опера», режиссер Жан-Стефан Брон Франция/Швейцария   

amp-next-page separator