Продюссер Дмитрий Литвинов: Нашу отрасль развивают и дебютанты
— Дмитрий, вы занимаетесь как производством фильмов, так и их продвижением. Какие вы бы выделили наиболее важные процессы из происходящих на внутреннем и международном кинорынках?
— Есть несколько тенденций. Во-первых, стало больше фильмов-событий. То есть масштабных картин от крупных студий, которые собирают хорошую кассу у нас и успешно продаются за рубеж. Во-вторых, активно развивается копродукция — совместное производство картин несколькими странами. В-третьих, как и всегда, у нас на высоте арткино, лишнее тому подтверждение — триумф нового фильма Звягинцева «Нелюбовь» на проходившем недавно в Каннах фестивале. На меня лично он произвел огромное впечатление.
Важной тенденцией является то, что государство вкладывает деньги в развитие кинотеатральной сети, да и вообще само по себе укрупнение кинотеатрального рынка: вот, например, покупка структурами Александра Мамута двух крупных сетей. Укрупнение рынка вызывает приток иностранного инвестиционного капитала, что в свою очередь раскрывает перед продюсерами, да и перед всей отраслью новые горизонты.
Из негативного могу отметить тот факт, что телевидение не хочет поддерживать фильмы в прежнем объеме: делает это выборочно. Но на регулярной основе средние фильмы не могут рассчитывать на поддержку каналов, а поддержка эта значит очень много. Это и финансовая помощь, и использование рекламного времени каналов.
Минусом является и чрезмерное государственное регулирование диджитал-сферы: например, не пустили на рынок компанию Netflix. Это лишило возможности косвенно получить часть огромных бюджетов, которые они тратят на производство по всему миру — в прошлом году примерно $1,5 миллиарда. А часть этих денег могла бы получить Россия, и это были бы серьезные средства на развитие.
— Интересен ли российский рынок иностранным игрокам?
— Как инвесторам в медиа — пока нет, как инвесторам в кинотеатральные сети — если им позволят как сопродюсерам — возможно. Хотя на проходившем недавно Marche du Film мы обсуждали возможность сотрудничества и с Европейским фондом поддержки совместного кинопроизводства, и с ведущими европейскими каналами.
— Нуждается ли игровое российское кино в господдержке или достаточно поддерживать только детский сектор и дебюты?
— Конечно, нуждается. Даже самые успешные жанровые коммерческие проекты без государственной поддержки не давали бы своим создателям заработать, а в основе любого бизнеса лежит извлечение прибыли. Но при этом надо понимать, что к государственным средствам стоит относиться не как к фундаментальной части средств на производство, а как к хеджированию своих рисков.
Невозвратные деньги — это некий бонус за успех, а возвратные — по сути беспроцентное кредитование. Учитывая, что ставка по рублевым кредитам в банках составляет от 16 до 20%, беспроцентный кредит от Фонда кино на срок в полтора года — это весомая помощь для российских кинопродюсеров. Безусловно, и игровое, и детское, и дебютное кино нужно поддерживать, но при этом крайне важно, чтобы эти фильмы доходили до экрана. Через дебютантов идет развитие отрасли.
Важен и сегмент поддержки независимых продюсеров, т.к. независимые продюсеры, в отличие от лидеров, — это «молодая кровь», которая приносит интересные идеи; это те, кто через пять лет станет лидером. Поэтому уже сейчас важно посмотреть, что они из себя представляют. Если убрать поддержку независимых продюсеров, мы просто оставим индустрию без новых кадров.
— Приступая к новому проекту, всегда ли вы настроены на международный прокат?
— Абсолютно всегда. Сегодня международные продажи могут давать порядка 20–30% бюджета. Но ирония-то состоит в том, что вместо вложения этих денег в повышение качества кино, мы теперь ими должны закрывать бреши, возникшие в результате снижения закупочной стоимости картин на телеканалах.
— Имея уже за плечами опыт исторического хоррора «Невеста» и участвуя сейчас в съемках «Вещего Олега», расскажите, каковы основные отличия работы продюсера над жанровым кино и блокбастером? Что вам больше по душе?
— «Вещий Олег» — тоже жанровое кино, это исторический экшен. Но бюджет «Олега» в шесть раз больше бюджета «Невесты»: костюмы, больше съемочных дней, хронометраж порядка двух часов. Это более масштабный проект, но они оба — жанровые. Для меня «Вещий Олег» — это новая ступень, на которую я хотел бы подняться. Я хочу доказать и себе, и индустрии, что мы можем и в условиях ограниченного бюджета снимать качественный исторический экшен. Вот «Скиф» был снят менее чем за 200 миллионов рублей, а это качественный исторический фильм. Для меня это своего рода вызов, мне бы хотелось иметь в своей фильмографии такую картину.
СПРАВКА
Дмитрий Литвинов родился 6 ноября 1976 года в Туле.
Кандидат экономических наук. В кинобизнесе с 2000 года. Открывал одни из первых реконструированных кинотеатров в Москве — «Победу» и «Пионер».
С 2013 года активно занимается продюсированием. В настоящее время — генеральный директор Группы Компаний Planeta Inform.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Поколение, которое не желает
Колонка кинорежиссера, Народного артиста России Никиты Михалкова
Мне периодически задают вопрос, почему молодежь принципиально не хочет смотреть современное российское кино. Я думаю, что тут вина кинематографистов, которые некогда сильно постарались и сделали все, чтобы потерять зрителя. В 1990-х годах любой, имеющий деньги, получил возможность снимать кино. Многие ринулись в эту сторону, рассчитывая на то, что оператор что-то снимет, композитор напишет музыку, артисты сыграют (далее...)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Анимация помогает выработать актерское бесстрашие
Президент России Владимир Путин поручил создать анимационный технопарк на базе киностудии «Союзмультфильм». Это даст толчок развитию отечественной анимации — значимой части нашей отечественной кинематографии, которая в последние годы находится на подъеме и которой в 2017 году исполняется 105 лет (далее...)