В парке «Царицино» 16 сентября откроется выставка портрета Екатерины II неизвестного художника
Оригинал В. Эриксена считается утраченным, но сохранились многочисленные авторские реплики, созданные в мастерской художника, а также повторения портрета в гравюре и миниатюре. Императрице нравился портрет в кокошнике, выполненный В.Эриксеном в 1772 году, и она просила покупать все его копии, «хотя бы их было тридцать».
В этом проявился вкус императрицы к мягкому и нежному стилю Эриксена, любовь к коллекционированию и расчетливый ум правительницы. Впоследствии многие портреты были разосланы как дипломатические подарки иностранным дворам и ее зарубежным друзьям-корреспондентам. Одну из авторских копий портрета Эриксена в русском наряде императрица пожаловала врачу Томасу Димсдалю, который приезжал в Россию в 1768 году прививать оспу Екатерине и цесаревичу Великому князю Павлу Петровичу. Доктор получил щедрое вознаграждение и был удостоен титула барона. Подаренный портрет в настоящее время находится у его наследников.
- В музее-заповеднике «Царицыно» хранится копия знаменитого портрета, выполненная неизвестным художником, - сообщила «ВМ» сотрудник пресс-службы парка «Царицино» Елена Гришина. - Небольшой формат картины, нейтральный фон определяют камерный жанр произведения. Екатерина II изображена в розовой душегрее, также называемой шугаем, с темной меховой опушью, в кокошнике, повязанном платком, с жемчужными украшениями. Живописец, повторивший оригинал Эриксена, мастерски передал детали костюма императрицы: блеск жемчужных нитей и крупных подвесок, струящуюся ткань платья, контрастирующую с собольим мехом душегреи, кокошник, расшитый серебряными нитями.
Императрица всегда предпочитала не следовать моде, о чем свидетельствет ее письмо Ф. М. Гримму: «Я с прилежанием прочла ваше описание модных дамских причесок в Париже, но не подумаю подражать». Она желала создавать ее.
После прихода к власти в результате дворцового переворота Екатерина стала носить военные «мундирные» платья, а затем ввела в придворную моду наряд в «русском вкусе».
Портрет дает возможность познакомиться с его характерными особенностями: комфортом, свободой благодаря отсутствию корсета, многослойностью и использованием роскошных материалов. Этим нарядом было положено начало «русскому» стилю при дворе на полтора столетия вперед. Впоследствии для представительниц русской императорской семьи хорошим тоном стало заказывать себе костюмы с деталями, напоминающими о народном платье.
C 1834 года официальным костюмом придворных дам были платья в русском стиле, причем ранг владелицы определяли цвет бархата и узор серебряного или золотого шитья. Так, костюмы фрейлин Ее Величества были красного цвета, наставниц великих княжон - синего, а статс-дамы и камер-фрейлины носили зеленые платья.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!