Cцена «Оживленный сад» из балета «Корсар» / Фото: Из архива

Балетные школы Москвы и Парижа – Мариусу Петипа

Развлечения
В рамках Года Мариуса Петипа, чье имя неразрывно связано с историей русского классического балета, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоялся необыкновенный гала-концерт. В честь юбиляра танцевали учащиеся двух старейших балетных школ Европы – Парижской и Московской – и артисты «Стасика».

С именем русского француза Мариуса Петипа (1818-1910) связана целая эпоха  в жизни русского балета. Этому выдающемуся балетмейстеру  мы обязаны не только сохранением шедевров классиков хореографии, но и высшими достижениями в развитии их наследия. Творческий путь Петипа в России продолжался более полувека. За это время он поставил свыше 60 балетов, создал свод правил балетного академизма и заложил основы хореографического симфонизма.

 

Юбилейный концерт «В честь Петипа / Hommage ˋa Petipa» открыла танцевальная сюита  «Оживленный сад» на музыку Лео Делиба, поставленная Мариусом Петипа в 1868 году для  балета «Корсар». Ее вдохновенно исполнили студенты и учащиеся Московской академии хореографии. Воссоздал эту изящную композицию преподаватель Академии Юрий Бурлака, представив хореографию Петипа во всем ее блеске и одновременно – удивительной простоте. Приходится только удивлять таланту и изобретательности Маэстро: использовав всего семь па, он сотворил  эти восхитительные «версальские кружева» для своего «Оживленного сада», которыми мы любуемся вот уже 150 лет.

В канву концертного номера Бурлака  вставил па де де  Медоры и Конрада, исполненное  Елизаветой Кокоревой и Денисом Захаровым вопреки сложившейся традиции в романтическом духе любовного дуэта, что придало ему особую лиричность.

К юбилею Мариуса Петипа Московская академия хореографии во главе с ректором народной артисткой России Мариной Леоновой  подготовила большую программу различных мероприятий. Участие в гала-концерте  «Стасика» в честь Петипа – одно из них.

Учащиеся Балетной школы при Парижской опере  исполнили в честь своего знаменитого соотечественника миниатюру Джона Ноймайера «Spring and Fall / Весна и осень», который по обыкновению осовременил классическую хореорафию. Этот своеобразный  гимн юности и любви  поставлен  на чувственную музыку  «Серенады для струнных» Антонина Дворжака, которая поражает целостностью и разнообразием звучания: от трепетно-задумчивой меланхоличности до бравурно-праздничного восторга.  Всё это нашло пластическое  воплощение в балете Ноймайера, который говорил: «Я считаю, что танец – это то, что выражает отношения (контакты, контрасты, напряжение) между людьми». А позже уточнил: «Я создаю мир чувств и впечатлений».

Настоящим украшением балета «Весна и осень» стало Па де де в исполнении Каролы Пудд и Натана Биссона. Их танец музыкален, лиричен и технически безупречен. Они не танцуют, они живут танцем, восхищая зрителей изысканностью «французского стиля» и достижениями Балетной школы Парижской оперы.

Под стать им солисты  Гийом Дио и Даниэль Лозано  Мартин.

Заключал юбилейный концерт еще один шедевр Петипа – Гран па из балета «Пахита», возобновленный худруком «Стасика»  Лораном Илером.

Этот выбор не случаен. Родившаяся во Франции «Пахита» большую часть своей сценической жизни провела в России, став для нас образцом «французского стиля».  А всё потому, что в 1847 году танцовщик Мариус Петипа вывез ее в Петербург, решив этим спектаклем открыть свой первый сезон в Российской столице в качестве балетного премьера.

На следующий год «Пахита» была поставлена в Москве.

 

Парижский спектакль сошел со сцены «Гранд-Опера» через 20 лет после премьеры, а российская «Пахита» еще долго сохранялась в репертуаре  императорских театров,   пережив второе рождение в 1881 году, когда Мариус Петипа, уже маститый хореограф, представил публике новую версию балета.  Он переработал  знаменитое  Па де труа,  добавил Гранд па для балерины и премьера и сочинил грандиозный финальный дивертисмент. Этот безусловный шедевр Петипа на специально написанную Людвигом Минкусом музыку по сей день украшает сцены музыкальных театров.

Техника «Пахиты» требует от танцовщиков необыкновенной живости исполнения, умения сочетать виртуозный насыщенный прыжками и пируэтами танец с лиризмом и художественной образностью. 

Артистам «Стасика» это удалось. Впечатляющие ансамбли, синхронные  прыжки и вращения, грациозные позы не раз заставляли зрителей замирать в изумлении и восторге. Исполнители главных партий – Оксана Кардаш и Дмитрий Соболевский – с упоением демонстрировали мастерство, одухотворяя  вариации своим неповторимым талантом.

 

Под стать главным героям и другие исполнители: Анастасия Лименько, Елена Соломянко, Ксения Шевцова, Мария Бек, Екатерина Иванова, Наталия Клейменова,  а также учащиеся младших классов Московской академии хореографии, которые блестяще исполнили «Полонез-мазурку».

Получился настоящий праздник классического танца в честь Мариуса Петипа – волнующий и незабываемый.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Старейший театр Израиля вновь в Москве

amp-next-page separator