В Государственный музей Пушкина на Пречистенке представлены произведения крепостного художника Василия Садовникова / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Основателя Пушкинского музея Ивана Цветаева считали городским юродивым

Развлечения
Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Александра Пушкина основан 13 июня 1912 года. В его коллекции хранится около 700 тысяч произведений различных эпох от древних цивилизаций и заканчивая началом нашего века. Ежегодно музей посещает почти 1 миллион человек. К 106-летию музея «ВМ» вспоминает его историю.

НАЗВАНИЕ

ГМИИ часто путают с литературным музеем, который располагается в нескольких шагах от него. И это неудивительно, ведь оба культурных пространства носят имя знаменитого русского поэта. Разница лишь в том, что один представляет широкой публике копии знаменитых скульптур и картины именитых художников, а другой – рассказывает о творчестве самого поэта и его жизни. Почти у каждого, кто приходит сюда, возникает вопрос: «А где же здесь был Александр Сергеевич Пушкин, и почему музей назван в его честь?»

Музей не всегда носил имя прославленного русского поэта. Нынешнее название было присвоено ему лишь в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году. Музей могли назвать в честь Ивана Цветаева – инициатора его создания и первого директора, или русского мецената Юрия Нечаева-Мальцова, который пожертвовал на строительство не менее 80 процентов необходимых средств. Но власти решили отдать дань русскому поэту и присвоить название к 100-летней годовщине со дня его гибели.

Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке «Пиранези. До и после. Италия - Россия. 18-21 века» в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II / Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Кстати, изначально, ГМИИ имени Пушкина назывался музеем изящных искусств имени Александра Третьего. Иван Цветаев искренне надеялся, что члены императорской семьи помогут с финансированием музея. Но, увы, Николай Второй выделил не так много средств, как требовалось.  

ЗАДУМКА

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, что Москве не хватало художественного музея, который собрал бы произведения искусства не только отечественного происхождения, но и зарубежного – еще со времен античности.

– В конце 19-го века блестящий знаток живописи Иван Цветаев загорелся идеей создания в Москве «своей» античности. У людей рос интерес к зарубежному искусству. А тогда как раз раскапывали Трою, Помпеи, проводились археологические раскопки на Ближнем Востоке, а также начался рассвет египтологии. И Москва не стояла в стороне от этих процессов, – отметил Гнилорыбов.

По его словам, Иван Цветаев понял, что покупать оригинальные экспонаты – дорогое удовольствие, поэтому решил обзавестись копиями знаменитых произведений искусства. Он разослал своих «агентов» почти по всей Европе, которые посещали зарубежные музеи и выясняли, как добыть тот или иной экспонат, чтобы понять, как реализовать идею и сколько денег на это понадобится.

Закладка здания Музея 17 (29) августа 1898 г. на Колымажном дворе. Фото К.А.Фишера / Фото: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

Местность, которую Иван Цветаев выбрал для строительства музея, была не самой престижной и, соответственно, не очень дорогой, отмечает москвовед. С одной стороны, там располагалась улица Ленивый Вражек (или Ленивый Торжок), нынешняя Ленивка. Это место на Руси было выгодным для торговли – товар предлагался прямо с телег. С другой стороны, там был царский Конюшенный двор.

ПОМОЩНИКИ

К разработке здания приложил руку известный архитектор Роман Клейн, который проектировал ЦУМ, особняк Некрасова, доходный князь князя Гагарина и другие здания в столице. Также большую роль сыграл инженер Владимир Шухов, благодаря которому музей знаменит светопрозрачными перекрытиями в виде стальных арок со стяжками и рамных конструкций. 

Русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов когда-то получил наследство от своего дяди, став владельцем нескольких фабрик и заводов в разных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии.  Нечаев-Мальцов пожертвовал миллионы рублей на то, чтобы Иван Цветаев смог в полной мере воплотить свою мечту.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г. / Фото: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– Были времена, когда Нечаев-Мальцев говорил Цветаеву: «Послушай, ты из меня высосал все. Никаких денег уже не осталось, но я все равно буду увеличивать производство на своих заводах, чтобы твоя идея восторжествовала», – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Ближайшей помощницей в деле Ивана Цветаева также была его жена Мария.  По воспоминаниям их дочери, знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, она вела всю его обширную иностранную переписку, во всем поддерживая своего мужа.

«Говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего — победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него», – писала поэтесса.

– Цветаев был энтузиастом на совершенно чистых безденежных началах, и многие соотечественники воспринимали его как городского юродивого, – говорит москвовед.

На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроники / Фото: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

ВЫСТРАДАННАЯ РАБОТА

Пушкинский музей не раз претерпевал лишения. В 1904 году на стройке случился пожар, и многие экспонаты, которые находились в ящиках, сгорели. А потом началась Великая Отечественная война, и большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года здание ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, начали восстанавливать и готовить к развертыванию экспозиции. Бомбежка разбила часть стекол металло-стеклянных перекрытий, и три года музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада даже Музея остались выбоины от осколков немецких бомб.

Конечно, Иван Цветаев не дожил до войны. Но он мог наблюдать, как после пожара в 1904 году вскоре началась большая общественная кампания, и многие русские путешественники стали привозить различные экспонаты со всех уголков света.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г. / Фото: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– И он буквально воспрял духом, как увядающий цветок в пустыне. На протяжении многих лет его постигали неудачи, а тут его полили водой – и он заново расцвел и дело пошло на лад, – заметил Павел Гнилорыбов. – Чтобы вы понимали, насколько страстно и всей душой отдавался своему делу: он умер через сорок дней после открытия музея. Это даже больше, чем проект всей его жизни. Очень правильно и верно, что на первом этаже музея стоит бюст (пускай и скромный) Ивана Цветаева.

СОВРЕМЕННЫЕ ДНИ

Музей, первоначально предназначавшийся для студентов художественных академий, постепенно приобрел очень важное культурное значение - хранителя экспонатов прошлого. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Москве, где проходят совершенно разные мероприятия: от музыкальных вечеров до необычных акций. ГМИИ не стоит на месте и стремительно развивается: осваиваются новые пространства, планируется музейный городок, строительство которого активно ведется в настоящий момент. 

В 2013 году Ирина Антонова, занимавшая пост директора, стала президентом музея, уступив место директора Марине Лошак. Одним из самых важных векторов по развитию деятельности музея стало провозглашение его открытости и интерактивности, включение нового не в ущерб традициям и научному подходу.

Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке «Пиранези. До и после. Италия - Россия. 18-21 века» в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II / Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Сейчас ГМИИ формирует уникальную коллекцию медиаискусства, которая станет новым инструментом для диалога между будущим и настоящим. В коллекцию войдут произведения классиков и современных художников последнего поколения в области медиаарта и перфомативного арта. Будут представлены специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с помощью новейших технологий.

КСТАТИ

В 2017 году лауреатом VI премии отечественной газеты «The Art Newspaper Russia» стала выставка современного китайского художника Цая Гоцяна «Октябрь», проходившая в ГМИИ имени Пушкина с 13 сентября по 12 ноября. Главной темой его произведений стало столетие Великой Октябрьской революции. Цай Гоцян создал несколько работ и инсталляцию перед главным зданием музея, целью которой было показать роль одного человека в истории, его связь с судьбой страны. Награда была присуждена за «самый взрывной образ революции».

amp-next-page separator