Слаженно звучавшему оркестру Московской Оперетты с одухотворенно поющими скрипками под вдохновенным управлением Константина Хватынца удалось воссоздать сложную полифонию штраусовского мира «Цыганского барона». / Фото: предоставлено Московский театром оперетты

«Цыганский барон» на сцене Московской Оперетты

Развлечения
В Московском Театре оперетты состоялась премьера «Цыганского барона» Иоганна Штрауса (сына). Спектакль этот, как не покажется странным, играется здесь впервые.

Создание «Цыганского барона» (1885) напоминает комедию положений: задуманная Штраусом опера в силу ряда обстоятельств стала опереттой с развернутыми как в опере формами музыкальных номеров, в основе которых –  стихия песенности, ритмы вальса, польки, чардаша, цыганских и венгерских народных мелодий. По мнению критиков тех лет, «Штраус прибыл на важный поворотный пункт своего творчества, на перекресток оперы и оперетты».

Московский «Цыганский барон» – спектакль о  любви, силе духа и  благородстве  – создан по мотивам новеллы «Саффи» известного венгерского литератора Мора Йокая. Благодаря ему Штраус  привнес  в эту свою оперетту утверждение жизни, упоение ее радостями, светлую лирику.

Король вальсов, никогда не испытывавший тяги к сатирической направленности  оффенбаховского театра, и в год своего шестидесятилетия  (!) остался верен только музыке. Уже на утро после премьеры вся Вена распевала знаменитую арию Баринкая «Я – цыганский барон»!», а вслед за ней ее запела и вся Европа.  Через год оперетта была поставлена в Москве в Малом театре с участием цыган труппы Николая Шишкина.

Прошло более 130 лет со времени написания «Цыганского барона», а искренность и естественность его музыкального языка,  красота и свежесть его мелодий  восхищают, их образность и лиризм завораживают.

Слаженно звучавшему оркестру Московской Оперетты с одухотворенно поющими скрипками под вдохновенным  управлением Константина Хватынца удалось воссоздать сложную полифонию штраусовского мира «Цыганского барона».

Иоганн Штраус привнес в эту свою оперетту утверждение жизни, упоение ее радостями, светлую лирику / Фото: предоставлено Московский театром оперетты

Приятно удивил хор, ставший одним из действующих лиц спектакля, создавая соответствующее драматургии настроение богатой палитрой тембровых красок (хормейстер – Татьяна Громова).

Режиссер Алина Чевик с ее особым вниманием к образному миру персонажей  смело разрушала на протяжении всего спектакля сословные и национальные  преграды на пути искренних чувств и настоящей любви  героев: Шандора Баринкая и Саффи, Арсены  и Оттокара в блестящем вокальном и драматическом исполнении Павла Иванова и Екатерины Чудотворовой, Ольги Белохвостовой и Александра Бабика.

Уникальный комический талант Александра Маркелова позволил ему превратить персонажа второго плана   (владельца свинофермы Калмана Зупана) в яркую комическую фигуру нувориша,  для которого титул важнее человека. Зупан мечтает, чтобы у его дочери Арсены «был жених – барон из Вены».

Яркий запоминающийся образ не особенно нравственного начальника полиции нравов барона Корнеро создал Дмитрий Шумейко – актер широкого исполнительского диапазона.

 Как всегда, на высоте были Елена Ионова (Чипра), Светлана Варгузова  (Мирабелла), Юрий Веденеев (Граф Омонай).

Современная изобретательная и функциональная сценография Вячеслава Окунева позволили воссоздать на сцене атмосферу родового замка Баринкая,  ощутить  «свинский уклад»  дома Калмана Зупана, почувствовать настроение цыганского табора. А хореография Ирины Корнеевой, построенная в основном  на танцах цыган, создавала яркий пластический фон для драматических событий оперетты.

Получился очень театральный и очень зрелищный  спектакль. В нем царят солнечная, нежная музыка, актерская импровизация, озорство, веселая, а порой грустная  ирония над окружающим миром и над собой в нем. 

  Многие десятилетия музыка Штрауса покоряет сердца людей,  не теряя свежести и обаяния. Ею восхищались Шуман, Берлиоз, Лист,  Брамс, Римский-Корсаков, Чайковский, Рубинштейн… Без нее мир был бы куда более сумрачным.

amp-next-page separator