Куб. Просто куб: художник Сергей Павлов провел бесплатный мастер-класс по рисованию
Как часто мы вздыхаем: «Эх, почему я не учился этому в детстве!» Но не грустите об упущенных возможностях. Сегодня и взрослый человек может восполнить недостающие знания и приобщиться к прекрасному. Например, пойти после работы на занятия мозаикой или расписывать платки батиком.
Желающие постичь основы рисунка карандашом собрались в мастерской Дома художника на улице Вавилова, где каждого ждал персональный набор для рисования: мольберт с закрепленным на нем листом формата А4, остро отточенным карандашом и ластиком. Люди пришли по одному и парами, а кто-то целой семьей: бабушка, мама и дочка.
Мольберты расположились вокруг стола, на котором стоял строгий белый гипсовый куб, который будто специально позировал.
Мастер-класс начался с лекции о рисунке. Сергей Павлов рассказал, как на протяжении веков человек стремился запечатлеть то, что видит вокруг себя. Гости совершили краткий экскурс в историю - от наскальной живописи до современного искусства, обсудили ключевые моменты, основных деятелей и их работы. Конечно же, одной лекции мало, чтобы узнать обо всем в деталях, но вводное занятие оказалось очень полезным.
Присутствующим не терпелось приступить непосредственно к рисованию. Анастастия Холод, сидевшая за мольбертом по левую руку от меня, с интересом разглядывала гипсовый куб, видимо прикидывая, как он будет смотреться на бумаге.
Надо сказать, что в мастерской царила какая-то удивительная атмосфера творчества и единения. Может быть, ее создавали многочисленные полотна, висевшие на стенах, или ненавязчивый и слабый запах краски, или тихо игравшая классическая музыка.
- Академический рисунок - основа изобразительного искусства. Чтобы его освоить, уходят годы. Я обычно сравниваю академический рисунок со стволом дерева, из которого произрастает все остальное: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн и многое другое. Это - основа основ, - рассказал Сергей. Легкими движениями на холсте он изобразил классический пример перспективы - железную дорогу и линии электопередачи, уходящие за горизонт.
- Горизонт - это уровень глаз. Даже если найти фиксированную точку, выглянув в окно, а потом медленно приподняться на цыпочки, вы заметите, что объект переместился в пространстве относительно вас, - объяснил мастер.
Ученики посмотрели в окно, где яркими красками играл закат. Насладившись видом и убедившись, что горизонт действительно можно менять так, как хочется самому, мы приступили к практическому занятию. Держать карандаш оказалось намного более трудной задачей, чем представлялось. Оказывается, карандаш надо упирать в ладонь, а ногтем мизинца прикасаться к полотну. Рука должна быть выпрямлена или немного согнута в локте. Большинство гостей прежде рисовали только в детстве, поэтому опыт был совершенно новым, линии получались кривыми, а не прямыми, как хотелось бы.
После того, как участники мастер-класса попрактиковались в штриховке, настала пора изобразить гипсовый куб. Конечно, это было непросто для новичков: так быстро усвоить информацию о разных видах перспективы и штриховки и применить все это на деле достаточно сложно. Тем не менее, нельзя сказать, что работы получились плохими. Один и тот же куб на каждом из рисунков был разным: у начинающих художников обнаружились «слабые места», но ошибки у всех были совершенно разными. Сергей подробно описал каждую из них и разобрал все недочеты.
- Задание вводное, и каждому есть над чем работать. Но владение академическим рисунком открывает дорогу ко всем остальным видам живописи. Конечно, можно научиться писать портреты без умения рисовать простые геометрические фигуры, но это занимает куда больше времени, ведь человеческое лицо тоже состоит из геометрических фигур. Для начала очень важно овладеть именно этим умением, - подчеркнул наставник.
Он пригласил всех посещать занятия на постоянной основе. И, наверное, многие придут к нему в мастерскую, чтобы овладеть новыми знаниями и насладиться творческой атмосферой. А на память об этом летнем вечере каждому остался его рисунок - изображение куба.