Молодые кинорежиссеры выбирают краткость
В конкурсной программе оценивались фильмы продолжительностью до 15 минут. Картины, которые идут дольше, но достойны внимания, показывали вне конкурса. Кроме того, для их авторов не предусматривались поощрения.
Тем не менее сама по себе демонстрация фильма самым крутым продюсерам — это уже шанс. Дело в том, что «короткий метр» по определению убыточен и обойден вниманием Министерства культуры и Фонда кино. Средства из госбюджета на эти цели не выделяются, да и крупные продюсеры не очень заинтересованы в таких фильмах.
В России далеко не все фестивали включают в свою программу «короткий метр». Правда, с каждым годом число форумов с конкурсными короткометражками возросло. Так, в этом году их включил в свою программу престижный международный фестиваль «Восток и Запад. Классика и авангард».
Между прочим, звезды не брезгуют играть в короткометражных лентах. В конкурсных программах фестивалей «Короче» и «Восток и Запад. Классика и авангард», например, есть короткие картины с участием Ксении Раппопорт («Прощай, любимый»), Александра Паля («Нет»), Агриппины Стекловой («Не всерьез»). А в фильме «На чужбине» снялся голливудский актер Кристофер Ламберт. Многие актеры пробуют свои силы в режиссуре именно в «коротком метре». В этом году свои работы представили Ксения Раппопорт, Мария Шалаева и другие.
Но главная фестивальная задача — поддержать начинающих кинематографистов, которые стартуют с «коротким метром». Молодые режиссеры могут показать свою картину на большом экране, увидеть реакцию и, возможно, заинтересовать продюсеров. Как правило, после успешного «короткого метра» режиссеры снимают полнометражки, уже с привлечением денег продюсеров.
«Короткий метр» — зеркало, в котором видны и талант режиссера, и способность создавать на экране магию, а также лаконично сказать о главном. Слова Чехова «краткость — сестра таланта» сегодня как никогда актуальны. Короткометражки — антипод бессмысленных мыльных опер, которые с середины 1980-х годов отнимают у зрителей массу времени. Продюсеры каналов выбирают популярные сериалы с их «клубничкой», «перчинкой» и, разумеется, интригой, сдабривают их рекламой и зарабатывают деньги, не думая об искусстве кино.
«Короткий метр» в России, как правило, содержит социальный аспект. Молодежь снимает кино, чтобы заявить о своей гражданской позиции или поделиться тем, что ее волнует. Фильмы получаются и злободневными, и искренними. Международные фестивали дают возможность сравнить их с западными.
Специалист по цветокоррекции в кино, колорист Сергей Чижов, который работает как с российскими, так и с зарубежными режиссерами, включая голливудских, рассказал «ВМ» о пользе фестивалей для молодых режиссеров.
— Один из самых эффективных и распространенных способов, чтобы о себе заявить — участие в фестивалях. В Америке много кинотеатров, фестивалей, широко развито продвижение фильмов посредством интернета. Словом, нет проблем с тем, чтобы показать работу, а этот фактор, согласитесь, стимулирует творчество, — поделился он. — Нередко лента дебютанта становится событием. В Америке почти все увлечены кинематографом, обсуждают новинки и делятся друг с другом информацией, впечатлениями, и это тоже способствует творчеству. Если фильм получает зрительские симпатии, то участвует в крупных фестивалях. Дальше он показывается по всему миру, его замечают продюсеры и финансируют. В США фестивальный процесс очень хорошо организован и абсолютно честный, прозрачный. Хотелось бы, чтобы и в России так было.
Руководитель одной из лучших в мире мастерской «Режиссура игрового кино» во ВГИКе Владимир Хотиненко советует своим студентам, которые, между прочим, ежегодно побеждают на фестивалях, публиковать собственные фильмы в интернете, продвигать их, участвовать в фестивалях и делать все, чтобы их заметили и предложили работу. Только что один из его учеников, студент пятого курса Георгий Заозерский выиграл с «коротким метром» «Послевкусие» по мотивам пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия» конкурс «Окно в интернет» на престижном российском фестивале «Окно в Европу».