Граффити «Девочка с красным шаром» появилась в Саут-Банке, районе Лондона, в 2002 году. За спиной девочки с воздушным шаром написаны слова «Надежда всегда жива» / Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Неизвестный художник

Развлечения
Скандал разразился в Москве вокруг выставки художника Бэнкси: он заявил, что этот вернисаж никак с ним не согласован, и против того, чтобы люди смотрели на его работы за деньги.

Его зовут Робин. Но это не точно. Весь мир знает его как Бэнкси. И это единственное, что о нем известно наверняка.

Так он подписывал свои работы, которые появляются на стенах в разных странах и городах. Их скупают коллекционеры, на них ездят смотреть издалека. Иногда он делает нищих богатыми за одну ночь. А журналисты всего мира гадают — кто этот Бэнкси, один он или их несколько? Ответов нет. Есть уличный художник, который сумел донести до миллионов жителей планеты, что он думает о мире.

— Так ли уж важно знать, кто он такой? Кажется, нет, — задается вопросом уличный художник Александр Конта (имя изменено по просьбе героя. — «ВМ») — Потому что суть в его работах, а не в нем. Бэнкси — легенда современности. Зачем легенде имя? Раньше он работы подписывал, теперь перестал. Группа фанатов фотографирует его граффити, а потом месяцами спорит в соцсетях — принадлежит ли рисунок Бэнкси. Спор обычно заканчивается, когда художник-аноним выкладывает фото работы на свой сайт.

Как раз через пару месяцев, чтобы все успели обсудить.

Он не знал

Бэнкси снова оказался в топе столичных новостей, просто ответив в соцсети на вопрос о платной выставке в ЦДХ. Он не знал, что в Москве экспонируются его работы, тем более — за деньги. Судя по скриншоту переписки, который анонимный художник выставил на своей страничке, Бэнкси вообще против того, чтобы его работы показывали за деньги. И в этом весь он.

— Все законно, — поясняет сотрудник юридической конторы Ирина Завадская. — Если работы предоставлены владельцами, приобретшими картины, они имеют право выставлять их.

С Бэнкси все началось, вероятно, в 1990-е годы. Первые его работы появились в Англии, как и многие другие действительно хорошие вещи. Полагают, что художник родом оттуда — вероятно, родился в Бристоле. Чтобы сэкономить время и не попасться в руки полиции, Бэнкси начал применять трафареты. Это ускорило процесс. Может показаться, что использование трафаретов — дурной вкус…

— Ну, до Бэнкси так и было, — поясняет Александр Конта. — Теперь все иначе. Трафарет — признак, что рисунок делал Бэнкси. Его почерк.

Некоторая автоматизация процесса не означает, что работа делается кое-как. Художник рисует тени, уделяет внимание деталям. Вы совершенно точно видели картины Бэнкси, даже если не знаете, что это он.

Например, молодой человек в балаклаве, изображенный в броске… с букетом цветов.

Престижный

Однажды в 2015 году Бэнкси побывал в разрушенной Газе. Нарисовал несколько граффити. Одно из них — на двери разбомбленного дома. Это плачущая греческая богиня. Хозяин дома мог бы стать миллионером. Впрочем, не стал. Как рассказал владелец разрушенного здания, от которого осталась только дверь, палестинец Раби Дардуна, он продал картину всего за 175 долларов. Его обманули. Картина Бэнкси могла стоить сотни тысяч долларов.

С 2007 года стать владельцем картины самого известного в мире анонима — дело чести для богатого коллекционера. Работы художника украшают собрания Анджелины Джоли и Бреда Питта, Кейт Мосс, Джуда Лоу и других звезд экрана. Приобрести картины художника можно на аукционе Sotheby’s. Стоят немало: работа «Борьба с вредителями» была продана за 1,9 миллиона долларов.

Деньги не главное

Бэнкси не особенно волнуется по части заработка. Ему куда важнее донести миру свою позицию. Некоторые работы художника существуют всего пару дней — их зарисовывают владельцы зданий. Единственное свидетельство существования картины когда-то — фотография на личном сайте художника.

При этом Бэнкси призывает «не покупать ничего, что не было создано для продажи».

— Бэнкси считает, что то, что было нарисовано для всех, должно там же и оставаться — у всех на виду, — говорит Александр Конта. — Даже если этому рисунку предстоит прожить всего пару часов. В этом смысл всего уличного искусства. Сам осознаешь, что все временно. Все меняется. Все устаревает. И твои работы тоже. Есть пример: дворник из Ижевска, который рисует картины на снегу. Это настоящий стрит-арт. Немного потеплеет — и нет картины.

Прошел снег — и нет картины. Но его творчество — в сердцах людей.

Удивительно, но факт. Впервые искусство андеграунда стало популярным среди масс.

Настолько, что Бэнкси пришлось придумать систему сертификации картин. Если покупаешь оригинал, получаешь от Бэнкси свидетельство подлинности, а также — половину десятифунтовой банкноты, с которой на покупателя картины смотрит Леди Ди, а не Елизавета II. Вторая половинка банкноты — остается у художника.

Мир меняется

Символика, которую использует Бэнкси, создана из мифов и легенд современной культуры. Крыса, которая бежит в часах на городской башне, как в колесе, — символ рабочего класса. Девочка с улетающим красным шаром в форме сердца — символ утраченной любви. Все просто и понятно каждому. И в этом тоже феномен художника.

Многие критики современного искусства считают, что Бэнкси — простоват для интеллектуальной элиты. Хорошо, что Бэнкси наплевать на подобные мнения. Он работает для всех. И если малообразованный мигрант в гетто европейского города может понять смысл работы художника, значит, задумка — достучаться до каждого — удалась.

ЦИТАТЫ

— Если вы хотите, чтобы люди вас слушали, вы должны использовать маску. Если вы хотите быть искренним, то должны жить во лжи.

— Некоторые люди становятся вандалами, чтобы мир выглядел лучше.

— Граффити побеждает прочие виды искусства, потому что становится частью города, инструментом ориентирования: «Я буду ждать тебя в том пабе, где через дорогу эта стена, на которой нарисована обезьяна с бензопилой».

— Разочаровывает когда понимаешь: лучшие коллекционеры твоих работ — сотрудники полицейского управления.

Из книг «Биться головой о кирпичную стену» и Wall and Piece.

amp-next-page separator