В постановке заняты Валерия Ланская, Ефим Шифрин, Алексей Колган и многие другие / Фото: Инесса Фотева, «Вечерняя Москва»

Не делайте «под Маяковского»: премьера восьмого сезона Московского театра мюзикла прошла при аншлаге

Развлечения
Первый показ новой работы Московского театра мюзикла - музыкального ревю «Жизнь прекрасна!» - собрал аншлаг. 20 сентября стало незабываемым праздником, которым творческий коллектив готовился порадовать свою публику, открывая в историческом здании бывшего кинотеатра «Россия» восьмой сезон. И сделал это феерически, душевно и с полной самоотдачей, за что был вознагражден восторженными отзывами благодарных зрителей.

Удивительное начиналось задолго до представления. Завсегдатаи знают, что любая премьера – это обязательная красная дорожка, огромное количество народу по обеим ее сторонам и на подходе, ослепляющий свет софитов и десятков фото- и телекамер, бурные овации при появлении очередной известной личности. Все это было. Но только на этот раз героями, имевшими все шансы попасть на обложки глянцевых журналов, стали не только признанные звезды теле- и киноиндустрии, а также медийные персоны из политики, но и люди, не привыкшие к такому вниманию.

Зайти в театр оказалось возможным не иначе, как преодолев все ступеньки той самой красной дорожки. Так уж случилось, что корреспондент «ВМ», который еще утром не собирался ни на какую премьеру, отправился на нее, мягко говоря, «с корабля» – в джинсах и кроссовках. Попытка попасть в театр, что называется, бочком, минуя «пьедестал почета», не удалась. Бдительная охрана объяснила, что сегодня – все вот так, не тушуйтесь, проходите прямо по центру. Работа есть работа, посему пришлось подчиниться и сделать вид, что так – не просто можно, но по обстоятельствам даже и нужно. Странное, надо сказать, ощущение. Радует одно: пережили его все, кто в тот вечер был на премьере. Она и стала наградой за неожиданное, но чем-то даже приятное, волнение.

Новый музыкальный спектакль создан на основе самых любимых и известных песен прошлого столетия, которые теперь в «золотом фонде» отечественного и зарубежного музыкального наследия. Он приурочен к 70-летнему юбилею художественного руководителя Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого. Кстати, именно он, бывший министр культуры России, лауреат Государственной премии России, театральный критик, научный руководитель факультета Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ, и представлял эту красочную, трогательную и прекрасно воплощенную идею – лучшие музыкальные композиции, которые с годами не стареют и не забываются.

Вся постановка – это ряд взаимосвязанных номеров. Причем каждый из них – самодостаточный мини-спектакль, который посвящен определенной музыкальной композиции.

- Подзаголовком к новому спектаклю можно поставить слова «Мой XX век», - объясняет Михаил Швыдкой. – Это не просто музыкальное ревю. Это настоящее музыкальное путешествие со своими героями, проживающими на сцене целую жизнь, под звуки всеми любимых песен.

В постановке заняты Ефим Шифрин, Валерия Ланская, Алексей Колган, Максим Заусалин, Оксана Костецкая, Елена Моисеева, Анна Гученкова и другие звезды российского мюзикла.

Открыла вечер увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта» с музыкой Исаака Дунаевского, где в главной роли, конечно же, выступил Михаил Швыдкой. Продолжили «Маршем веселых ребят». Затем был необыкновенно трогательный блок, посвященный песням, которые согревали сердца и давали надежду на прекрасное будущее тем, кто пережил суровые годы Великой Отечественной войны. И вот уже «Темная ночь» из картины «Два бойца» уступает место знаменитой песне «Синий платочек», а после - «Смуглянке» из прославленной ленты «В бой идут одни «старики» с Леонидом Быковым в главной роли …

Следующие в этой музыкально-документальной ленте – любимые мелодии тех, кому в 60-70-е было по 20-30 лет. Гремучая смесь из отечественных песен и любыми правдами и неправдами прорвавших «железный занавес» The Beatles, Boney M. и других суперпопулярных коллективов, всколыхнувших устои и ставших главной путеводной звездой современников минувшего века, которые до сих пор на слуху.

А еще – знаменитые шлягеры Леонида Утесова и мелодии из лучших советских музыкальных фильмов. Это понятно: в прошлом году театр переехал в здание легендарного кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади, которое многие годы, начиная с 60-х, является главной площадкой Московского международного кинофестиваля.

- Некоторые считают, что кинотеатр «Россия» был специально построен для того, чтобы здесь показали премьеру фильма «Я шагаю по Москве». На самом деле он был построен в 1961 году для того, чтобы в июле 1962 года здесь открылся второй Московский международный кинофестиваль, - подчеркнул Михаил Швыдкой.

Новый музыкальный спектакль создан на основе самых любимых и известных песен прошлого столетия / Фото: Инесса Фотева, «Вечерняя Москва»

По его словам, время тогда было замечательное. Появились музыкальные фильмы, ставили много музыкальных спектаклей, появилось слово «мюзикл», к которому на первых порах относились скептически.

- Я работал в журнале «Театр». У нас года три шла дискуссия, что важнее для советского человека – мюзикл или оперетта. Я был консерватором и знал, что через какое-то время встречу дочку Кальмана Ивонку, которая сегодня присутствует в этом зале, и мы поставим «Принцессу цирка». Москва явно претендовала и претендует до сих пор на место большой музыкальной мировой столицы. Мы покажем вам отрывки из зарубежных мюзиклов – «Кабаре», «Чикаго», естественно, «Собора Парижской Богоматери» и «Скрипача на крыше». Но знаете, когда я ставил нашу традицию, почему-то всегда помнил, что в каждом американском мюзикле есть какая-то знакомая нам интонация, слова «от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней», - рассказал худрук театра.

Он также вспомнил историю становления Московского театра мюзикла.

- Понятно, что в Москву все приезжают слушать Большой театр, ходить в Кремль, Третьяковскую галерею и музей имени Пушкина. Но все-таки есть люди, которые хотят посмотреть настоящий мюзикл. Для нас была большая проблема, когда восемь лет назад мы попытались создать наш театр. Все время думали о том, как нам жить, что делать, как развиваться. Вспоминалась замечательная строчка из Маяковского: «Дорогие поэты московские! Я скажу вам это, любя: не делайте «под Маяковского» - делайте под себя». Вот мы, собственно, под себя и делаем. Понятно, что первый спектакль был прост и ясен. Мы взяли великую американскую и советскую музыку 20-30-х годов, поставили спектакль «Времена не выбирают». Потом Максим Леонидов принес «Растратчиков», а дальше образовалась пауза. Я вспомнил великого гения музыкального театра, гения мюзикла Леонардо Бернстайна. «Версальская история» до сих пор никем не превзойдена. Если бы ворам действительно отрубали руку, как того требует «Коран», то в мире было бы огромное количество одноруких композиторов. Мы искали двурукого композитора. Я поехал к Ллойду Веберу. Пришел в его особняк. Вышел камердинер, который был похож на герцога. Потом - Вебер, который хотел писать мюзикл по «Мастеру и Маргарите». В итоге Раймонд Паулс написал нам «Все о Золушке» - замечательный мюзикл, который идет до сих пор.

Сейчас в репертуаре театра еще несколько чудесных работ, каждая из которых заслуживает отдельного рассказа.

Приятным бонусом для публики стало выступление знаменитого певца, прекрасного композитора, народного артиста Азербайджана и дипломатического посла этой республики в России Полада Бюль-Бюль Оглы.

- Сегодня в зале собрались друзья Михаила Ефимовича. Нами прожита большая, длинная жизнь. За это время все возможные замечательные слова в виде пожеланий и тостов давно уже сказаны, поэтому придумать что-то новое очень трудно. Тем более что с 5 сентября (день рождения Михаила Швыдкого. – Прим. «ВМ») в СМИ было очень много добрых слов, которые Михаил Ефимович действительно заслужил, - сказал посол. – Он меня несколько раз предупредил, чтобы не было официальных речей и поздравлений, что главное сегодня – премьера. Поэтому я уже после спектакля должен выполнить поручение своего президента. И это для меня, простите, важнее остального. Уважаемый президент Азербайджанской республики Ильхам Алиев наградил господина Швыдкого почетным дипломом. У него уже есть другая награда - орден Дружбы. Сегодня министр культуры Азербайджана, Альбуфас Гараев, специально прилетел, чтобы вручить этот диплом.

Новый музыкальный спектакль создан на основе самых любимых и известных песен прошлого столетия / Фото: Инесса Фотева, «Вечерняя Москва»

Швыдкой поблагодарил и ответил, что это аванс на будущее. Кстати, поздравить труппу и руководство театра приехали и другие известные люди, которые предпочитают не афишировать свое присутствие и не делать из этого повода для всеобщего обсуждения. Например, премьеру посетила Наина Ельцина, вдова бывшего первого президента России. Она поздравила Михаила Швыдкого с юбилеем и новой работой возглавляемого им коллектива.

Завершая вечер, он сказал:

- Мы хотим сделать театр, который дорог нам самим, нашим зрителям и который вырос на наших песнях, которые мы вспоминали, которые мы любим. Сегодня, когда мы живем в достаточно сложном мире, все очень любят говорить про трудные времена и ругать жизнь. Достаточно легко сказать, что жизнь - дерьмо. Гораздо сложнее сказать, что жизнь – прекрасна!

Вместе с ним в то, что жизнь действительно прекрасна и уникальна, верят его единомышленники: Марина Швыдкая, режиссер-постановщик спектакля и арт-директор театра, легендарный театральный художник Эдуард Кочергин, хореограф Ирина Филиппова, музыкальный руководитель спектакля Татьяна Солнышкина, а также другие участники постановки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анна Мироновна Котолевская и Ирэн Николаевна Сосулина:

- Нас сюда пригласили наши друзья, которые имеют непосредственное отношение к сфере культуры. И мы им очень благодарны. Вечер чудесный. Программа, которую организовал Михаил Ефимович Швыдкой на свой юбилей, - настоящий бальзам для души. Видели в СМИ анонс этой премьеры. Понравилось, и решили пойти во что бы то ни стало. Поначалу смутили и красная дорожка, и овации, которые раздавались всякий раз, когда кто-то по ней поднимался. Но мы побороли себя и поднялись. Все очень красиво и торжественно организовано. То, что мы услышали в зале, я называю «сливочный репертуар» - лучшее из лучшего. Когда мы идем на такую программу, это значит, что ее создатели попали в точку. Еще понравилось отсутствие чопорности и зашоренности. Только простота и легкость. И два с половиной часа пролетели, как пять минут. Недавно мы смотрели здесь мюзиклы «Все о Золушке» и «Реверс», поэтому знали, на что шли. И очень уважаем Михаила Швыдкого – как личность, как приличного человека, творческого работника. Мы читаем много газет и с удовольствием передаем привет читателям «Вечерней Москвы», где работали наши друзья.

Ранее «Вечерняя Москва» уже анонсировала премьеру спектакля.

amp-next-page separator