Компьютерная живопись: угрожает ли машина живописцам
Аукционный дом «Кристис» на минувших торгах продал картину авторства искусственного интеллекта. Полотно ушло с молотка по цене 432 500 долларов.
Представители «Кристис» заявили, что этот факт «сигнализирует о появлении искусства от искусственного интеллекта на мировой аукционной сцене». Эксперты в области живописи, правда, не спешат со столь категоричными выводами. По их мнению, продажа полотна могла быть результатом ажиотажа от новизны. А для того чтобы говорить об устойчивой тенденции, надо дождаться еще нескольких продаж картин от искусственного интеллекта.
Проданная картина называется «Портрет Эдмонда Белами» и является результатом эксперимента французской группы программистов-исследователей. В команду, базирующуюся в Париже, входят Уго Кассель-Дюпре, Пьер Фотрель и Готье Вернье. Они использовали самообучающуюся программу, известную как GAN (generative adversarial network — генеративно-состязательная сеть. — «ВМ»). Она была «натренирована» на изучении множества исторических портретов прошлых веков, и на основе анализа этих данных приступила к созданию собственной картины. Задачей было нарисовать портреты членов вымышленной семьи Белами в стиле классической живописи. При этом программисты признались, что использовали также программный код 19-летнего компьютерного гения Робби Барата, распространяемый под свободной лицензией. Так что искусственный интеллект, умеющий рисовать — не чисто французское достижение, а, скорее, международное.
Тем не менее триумф у французов получился. Экспертов впечатлил не только сам факт создания картины, но и ход аукциона — творение машины было продано за сумму, почти в 45 раз превышающую начальную ставку! К слову, при открытии торгов планировалось, что за «Портрет Эдмонда Белами» будет выручено 10-12 тысяч долларов. Финальная цена в 432 с половиной тысячи оказалась шоком для искусствоведов. Однако специалисты успокаивают: угрозы настоящим живописцам со стороны машины еще нет.
— Все-таки это еще нельзя назвать примером настоящего творчества со стороны ИИ, - комментирует эксперт по новым технологиям Александр Волин. — Программа на основе множества исходных данных выдала вариант удачной компиляции и интерпретации какого-то количества «исходников». От человеческого творчества такой подход отличается принципиально, ведь человек может создавать силой воображения вещи и образы, которых еще не было в реальности, то есть у которых нет «исходников». Вот когда машина научится создавать что-то из ничего, без оглядки на уже существующие варианты, вот тогда нам придется вздрогнуть и задуматься.